|
Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон
Христос принимает крещение от Иоанна Предтечи в
реке Иордан. Три ангела с чудесными многоцветными крыльями, в хитонах и с
венками на голове свидетельствуют о том, что в этой атмосфере застывшей тишины
происходит сошествие святого Духа, который представлен в виде голубя. В глубине
за этой сценой изображен человек, снимающий свою тунику, чтобы тоже приобщиться
к таинству. Впечатление спокойствия и ясности достигается в композиции системой
вертикалей, образуемых стоящими фигурами и стволами деревьев, а также легкими
изгибами реки. плавно текущей вдаль. Увлечение Пьеро делла Франческа линейной
перспективой - предметом страстного интереса раннеренессансных художников,
проявляется в трактовке им на заднем плане картины фигур и деревьев, размеры
которых сокращаются пропорционально их удалению в глубь пространства. |
|
|
Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420-1492)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико
Венециано во Флоренции; испытал влияние Мазаччо, Филиппо Брунеллески, мастеров
нидерландской живописи. С 1442 работал преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино,
а также в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо. Уже в произведениях 1450-х годов
(“Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон; Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро;
“Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино)
проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов,
объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства.
Об исключительном колористическом даровании художника
свидетельствуют цикл фресок “История животворящего Креста” в церкви
Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466), исполненных в тончайшей гамме
бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Обобщая объёмы фигур и
развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных
ландшафтов, Пьетро делла Франческа добивается в этих росписях впечатления
просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мироздания.
Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность
во фреске “Воскресение Христа” (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).
Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и
глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского
Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых
значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны.
Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца изображены в профиль, но трактовка их лиц сильно отличается от плоскостных портретных изображений Доменико Венециано. Округлыми контурами, мягкой светотенью художник достигает пластической объемности лиц, словно вылепив их светом и красками. Лишенный всякой идеализации властный профиль герцога Урбинского, изображенного в красной одежде и того же цвета шапке, четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом.
Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой. На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите
“Поклонение волхвов” (Лондон, Национальная галерея).
В поздних работах Пьетро делла Франческа
(“Рождество”, 1475) светотень становится
более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.
В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии.
Пьетро делла Франческа принадлежат два научных трактата: “О перспективе в живописи”, в
котором под влиянием Леона Баттиста Альберти художник дает математическую разработку приемов
перспективы, и “Книжица о пяти правильных телах”, посвященный практическому
решению некоторых проблем стереометрии. Творчество Пьетро делла Франческа
заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии,
оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ.
Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных художников 15 века. |