|
Триумф Божественного провидения и Апофеоз правления папы Урбана VIII 1633-1639, Палаццо Барберини, Рим
Написанная на потолке одного из самых роскошных дворцов в Риме, эта грандиозная фреска мастера Пьетро да Кортона является апофеозом аристократической семьи Барберини. В основе великолепия композиции - иллюзионистическое
изображение архитектурной декорации, увиденной снизу вверх, над которой открывается вид на небо.
Фреска представляет также аллегорию Божественного Провидения.
Подобная перспектива, тип построения, известный как -
снизу вверх, характерен для плафонов эпохи барокко. Закрученные, словно в
водовороте, линии композиции быстро подводят взгляд зрителя к ее средоточию - туда, где ангелы держат папскую тиару и ключи
святого
Петра, что указывает на папское достоинство Урбана VIII, который был членом
семьи Барберини. Ощущение массы и тяжести растворяется в сиянии яркого света и
сверкании красок, делая этот плафон одним из шедевров искусства барокко. |
|
|
Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) (1596-1669)
Итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко.
Собственно, настоящая фамилия Берреттини (Berrettini).
Учился в Кортоне (1609-1612) и Риме (с 1612), изучал творчество Микеланджело, Рафаэля, Корреджо;
работал в основном в Риме, в 1640-1647 - во Флоренции. Для монументальной
живописи Пьетро да Кортона, оказавшей значительное воздействие на европейскую
живопись зрелого барокко, характерны бурная динамика композиции, изощрённый
иллюзионизм перспективных построений, световоздушная насыщенность колорита.
В ряду лучших произведений художника картина — «Мадонна со святыми»
(1626—1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все
великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно
ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает
и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства
Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к
которой гордились представители этого знатного рода.
Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» (1627—1629, Капитолийский
музей, Рим) было написано по заказу другого покровителя художника — римского
мецената Саккетти. Классицистическая, чётко продуманная композиция сочетается в
нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно,
заимствованы из произведений Джованни Лоренцо Бернини, с которым художник
сотрудничал и талант которого высоко ценил.
Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное
динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились
просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего
происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда
играли большую роль в творчестве художника («Жертвоприношение Диане»,
Национальная галерея старого искусства, Рим).
Иллюзионистический, яркий и декоративный стиль живописи Пьетро да Кортона
представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко.
Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф
Божественного провидения» (1633—1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в
плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах
дворца была поручена ему совместно с Джованни Бернини. На плафоне римского палаццо Барберини представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII
и членов семьи Барберини.
Внутри иллюзионистически трактованного архитектурного обрамления центральной части плафона открывается фрагмент неба с облаками и множеством фигур в развевающихся одеждах.
В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти (1625—1630), церквях Святых Луки и Мартины (1634—1650), Санта Мария-ин-виа-Лата (1658—1662) — Пьетро да Кортона проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Поклонник идей Браманте и Палладио, он творчески перерабатывал их наследие. Одним из примеров его большого дарования является, например, ансамбль площади с церковью Санта-Мария-делла-Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи.
Динамизмом, несколько театральной эффектностью, мастерским использованием выпуклых и вогнутых поверхностей
отличаются барочные постройки Пьетро да Кортона (главный фасад упомянутой церкви Санта-Мария делла Паче в Риме, 1656-1657,
и небольшая пятигранная площадь перед ней).
После смерти Гвидо Рени в 1642 году Пьетро да Кортона переехал в Болонью, где стал главой местной живописной школы.
Умер Пьетро да Кортона в Риме 16 мая 1669 года. |