|
|
|
Пинтуриккьо (Pinturicchio) (около 1454-1513)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, известный, прежде всего, своими замечательными фресками. Собственно, настоящее имя и фамилия Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (Bernardino di Betto di Biagio).
Получил свое прозвище Пинтуриккьо («маленький художник») за малый рост.
Представитель умбрийской школы кватроченто. Испытал влияние Перуджино, которому в 1482 году помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана.
В дальнейшем работал в Перудже, Риме и Сиене. Росписи Пинтуриккьо,
мастера умбрийской школы, отличаются тщательностью письма нарядностью колорита,
богатством орнаментальных мотивов (фрески в апартаментах Борджа в Ватикане,
1493-1494, и в библиотеке Пикколомини в сиенском соборе, 1503-1508), его
станковые произведения - жизнерадостностью и тонкой поэтичностью (“Портрет мальчика”, Картинная галерея, Дрезден).
Уникальны монументально-декоративные работы Пинтуриккио. Живописец прошел в
данном плане очень хорошую школу, поскольку в 1481-1482 участвовал под
руководством Перуджино, вместе с Боттичелли и Синьорелли, в росписях ватиканской
Сикстинской капеллы. Затем Пинтуриккьо, единственный из «сикстинской бригады»,
остался в Риме и расписал там капеллу Буфалини в церкви Санта-Мария-ин-Арачели (ок.
1481-1486), капеллу делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1488-1490) и
апартаменты Борджиа в Ватикане (1492-1494). Именно тогда окончательно
сформировался его яркий дар художника-декоратора, интересующегося не столько
драматическими коллизиями сцены, сколько общей композиционной и цветовой
ритмикой, связывающей фигуры, архитектуру и пейзаж в единое праздничное зрелище.
В 1496 Пинтуриккьо вернулся в Перуджу. Позднее получил заказ на оформление библиотеки собора
в Сиене, где хранились манускрипты из собрания знаменитого Энея Сильвия
Пикколомини, ученейшего папы-гуманиста, носившего в годы своего понтификата
(1458-1464) имя Пия II. Главное место среди этих шедевров Пинтуриккьо (исполненных
в 1503-1508) занимают сцены из жизни Энея Сильвия, представленные на фоне
городских и природных пейзажей, трактованных с невиданным пространственным
размахом и тончайшей грацией. Художником Пинтуриккьо также были созданы эскизы мозаик для
украшения пола Сиенского собора (1505). В сложной философской программе этих мозаик особо
выделяется аллегория “История Фортуны” Пинтуриккьо и работа Джованни ди Стефано “Гермес Трисмегист”. |