|
Портрет принцессы Джиневры д'Эсте 1436-1438, Музей Лувр, Париж
Облик изображенной элегантен и отвечает всем требованиям аристократической моды
того времени: ее волосы туго стянуты на затылке, открывая высокий лоб, платье
искусно украшено. По рисунку на рукаве платья молодая женщина с портрета Пизанелло
отождествляется с принцессой из дома правителей Феррары д'Эсте. Тонкая веточка
можжевельника, приколотая к плечу, намекает на ее имя, Джиневра. Она
представлена в профиль в застылой позе, что выдаст руку мастера, выполнявшего
портретные медали. Профильные изображения на медалях Пизанелло очерчены такой же
чеканной, чистой линией, как это имеет место в его картине. Детали изображения -
цветы и бабочки трактованы с натуралистической точностью, которая характерна для
стиля интернациональной готики, чьим крупнейшим представителем в Италии, после
Джентиле да Фабриано, был Антонио Пизанелло. Многочисленные зарисовки животных, хотя и
сохраняющие печать позднеготической стилизации, свидетельствуют об увлеченности
художника живыми впечатлениями натуры и стремлении верно передать их. |
|
|
Пизанелло Антонио (Pisanello Antonio) (1395-1455)
Итальянский живописец, рисовальщик и медальер эпохи Раннего Возрождения.
Собственно, Антонио ди Пуччо ди Черрето (Antonio di Puccio di Cerreto). Антонио Пизанелло родился в 1395 году близ Вероны (по другой версии в Пизе), учился в северной Италии и испытал
влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано. Работал при дворах Гонзага, д'Эсте, Висконти и Сфорца, а также в Венеции, Мантуе, Риме, Пизе, Ферраре и Неаполе. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса V.
Излюбленный художник аристократии, живописец, график и прославленный медальер, Пизанелло писал фрески и картины на религиозные и светские темы, воспевая жизнь уходящего с исторической арены феодального класса, изображая в них надменных феррарских принцесс в модных претенциозных костюмах, выполнял рисунки для тканей, ювелирных изделий, богатых сбруй, ошейников. Из его фресковых работ сохранились две композиции: «Благовещение» (1420-е; Верона, церковь Сан Фермо) и декоративная, насыщенная рыцарской романтикой роспись в церкви Санта Анастазия «Св. Георгий освобождает дочь трапезундского царя» (1430-е).
Его картины «Видение святого Евстафия» и «Мадонна со святыми Антонием и Георгием» (Лондон, Национальная галлерея) также отмечены чертами воздействия готического искусства.
В живописных произведениях Пизанелло, сформировавшегося под влиянием мастеров Вероны и ломбардской школы живописи 14-15 веков, готические
традиции постепенно вытесняются ренессансными исканиями, поэтической одухотворенностью, красочным декоративизмом
(фреска “Святой Георгий и принцесса” в церкви Сант-Анастазия в Вероне, около 1435-1438).
Фреска “Святой Георгий и принцесса” является прекрасным образцом стиля Пизанелло.
Сцена трактована скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический
эпизод. Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с животными, городом с чудесными дворцами,
величественной процессией конных рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных
зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур.
Антонио Пизанелло являлся одним из основоположников ренессансного портрета в Италии (портрет Джиневры д'Эсте, 1430-е годы, Лувр, Париж ).
Интересны его женские портреты Раннего Возрождения, в которых в полной мере
проявился светский дух искусства. На картине Пизанелло “Портрет принцессы из дома д`Эсте” в тщательно прорисованном
элегантном женском профиле художник сумел передать глубокую психологическую характеристику образа. Горделивая осанка и достоинство
сочетаются с внешним изяществом и красотой светской дамы.
Готическую условность, лиричность, изысканность рисунка и цвета сочетал с тонким наблюдением человека и природы.
С наибольшей яркостью эти тенденции творчества Пизанелло отражены в его рисунках - зарисовках животных и костюмов, штудиях фигур, в том числе обнаженных.
Однако в своих многочисленных рисунках, исполненных пером и серебряным карандашом, иногда подцвеченных акварелью, Пизанелло является ярким представителем раннеренессансного реализма. Обнаруживая живую наблюдательность и знание натуры, он в своих тонких по мастерству набросках животных (многие из которых хранятся в Лувре) — «Мул», «Лань», «Волки» (карандаш), «Заяц», «Утки», «Ягуар» (акварель) предвосхищает рисунки Леонардо да Винчи. Помимо Этого ему принадлежит большое количество эскизов и набросков декоративного характера.
Среди них следует выделить исключительный по тонкой светотеневой лепке эскиз мужского лица к невыполненному портрету (Лувр).
Пизанелло был также одним из крупнейших медальеров Возрождения (медали в честь Лионелло д'Эсте, 1444, Чечилии Гонзаго,
1447, Альфонса Арагонского, 1448-1449 и другие). Медали Пизанелло представляют большую ценность прежде всего благодаря точному
портретному сходству с изображенными на них людьми – знаменитыми современниками художника. В основе этих портретов лежат
произведения древнеримского медальерного искусства. Обычно на аверсе медали Пизанелло помещал профильное
изображение головы заказчика в окружении девиза, а на реверсе – сцену, прославляющую одну из добродетелей или
демонстрирующую одно из славных деяний медальируемого. После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого
мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности.
Антонио Пизанелло умер в Риме в 1455 году. |