|
Аполлон и Дафна, около 1470 Национальная галерея, Лондон
На картине изображена Дафна в тот момент, когда
она превращается в лавровое дерево, чтобы избежать преследований очарованного ею
Аполлона. В память о ней Аполлон будет носить лавровый венок. Эта маленькая
картина исполнена в утонченной, ювелирной манере. В эпоху Возрождения во
Флоренции часто украшали сундуки или шкафы подобными композициями на
мифологические сюжеты Антонио дель Поллайоло и других художников, однако не ясно, предназначалась ли для этого данная
картина. |
|
|
Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) (1433-1498)
Итальянский живописец, скульптор, ювелир и гравер эпохи Раннего Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Бенчи (Benci).
Учился, вероятно, у Андреа дель Кастаньо, испытал влияние Донателло; работал во Флоренции, в 1469 и с 1484 - в Риме.
Антонио Поллайоло и его брат Пьеро были крупными флорентийскими скульпторами, живописцами и ювелирами, они исполняли заказы города и собора, а также знатных флорентийских семей.
таких как Медичи. Антонио также известен своими гравюрами, особенно гравюрой “Битва
Обнаженных”, в которой Антонио Поллайоло изобразил человеческое тело в разнообразных позах.
В своем увлечении анатомией Поллайоло был одним из первых художников, использовавших для штудий человеческие трупы, чтобы понять внутреннюю структуру тела.
Антонио Поллайоло работал также в Риме по заказу папской курии. Техника ювелирного мастерства наложила свой отпечаток не только на его скульптуру, но и на графику и живопись. Он написал ряд картин, из которых наибольшей известностью пользовались «Геркулес, убивающий льва, гидру и Антея» и «Св. Себастьян». Последняя особенно отличается рассудочностью и точностью, с которой художник демонстрирует свое мастерство в овладении перспективой, ракурсами и анатомией, используя религиозный сюжет уже только чисто внешне, как предлог для своих экспериментов в области живописи. Не удивительно, что его картина наряду с «Геркулесом» привлекала многочисленных копиистов и подражателей среди современных ему мастеров, а гравюра на меди с изображением «Битвы десяти обнаженных» остановила на себе внимание Микеланджело своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела.
В 1493—1498 годах Антонио Поллайоло исполнил две великолепные бронзовые гробницы для пап Сикста IV и Иннокентия VIII (Рим, собор св. Петра). Первая из них, необычная по форме, изображает лежащую на саркофаге фигуру умершего папы в полном облачении и высокой тиаре, украшенной богатым орнаментом. Лицо с выразительным профилем передано в реалистической и энергичной манере. По краям саркофага — аллегорические изображения искусств и наук, виртуозно исполненные в рельефах.
В произведениях Поллайоло резкая, подчеркнутая экспрессивность соединяется с рационалистическим
пафосом познания мира, культом твердой, уверенной линии и ясной пластической
формы, характерными как для его скульптурных работ (гробница папы Сикста IV в
гротах Ватикана, бронза, 1489-1493), так и для живописных композиций,
свидетельствующих об интересе художника к анатомии, перспективе и пейзажу
(“Геракл и Антей”, около 1465, Уффици). Теми же чертами отмечены резцовые
гравюры на меди Поллайоло (“Битва Обнаженных”, 1470), одни из первых в итальянском искусстве.
Занятия ювелирным делом способствовали появлению у Антонио Поллайоло интереса к
скульптуре, которой он всецело посвятил себя после 1475. В его живописи заметно
стремление к точной передаче пластических форм. Эта тенденция может быть
проиллюстрирована на примере картин “Аполлон и Дафна”, очевидно, написанной до
1470, и “Мученичество святого Себастьяна” (1475, обе в Лондонской Национальной
галерее). В последней атлетические мужские фигуры, изображенные в сложных
пространственных ракурсах, наделены динамической энергией. В первой картине
важную роль играет эффектный узор линий, лежащих в одной плоскости. В картине
Поллайоло
“Мученичество св. Себастьяна” на среднем плане помещено изображение барельефов с
античной триумфальной арки. Небольшая картина Антонио Поллайоло “Геракл и Антей”
(1465, Флоренция, галерея Уффици) и созданная им бронзовая статуэтка из
Барджелло (1475–1480) имеют общий сюжет.
Антонио Поллайоло очень часто сотрудничал со своим братом - Пьетро дель Поллайоло (1443-1496).
По странному стечению обстоятельств оба брата умерли в Риме, куда были приглашены для создания бронзовых надгробий пап Сикста IV и Иннокентия VIII в соборе святого Петра. |