|
|
|
Андреа дель Поццо (Andrea del Pozzo) (1642-1709)
Итальянский живописец и архитектор, представитель барокко.
Работал в Милане и Пьемонте, Риме (1681-1702), затем в Вене.
Мастер монументальной живописи барокко, Поццо создавал виртуозно-эффектные иллюзионистические росписи церковных и
светских интерьеров, в которых исчезает граница между реальной и живописной
архитектурой, стенами и сводами, подлинным и “нарисованным” лепным декором
(фрески в римских церквах Сан-Франческо ин Мондови, 1676-1679, и Сант-Иньяцио в Риме,
1685-1699; в зале Геркулеса дворца Лихтенштейн в Вене, 1704-1707).
Около 1665 Андреа дель Поццо вступил в орден иезуитов. Генеральный Настоятель Общества иезуитов Олива, утонченный и высокообразованный человек,
любил искусство. Во время его пребывания на посту генерала иезуиты Рима
полностью приняли стиль барокко. Он деятельно поддерживал три великих работы по
искусству: завершение церкви Святого Андрея на Квиринале, украшение Гезу и
роспись Святого Игнатия. Третьим проектом Оливиа было начать украшение церкви Святого Игнатия.
В 1680 году Олива призвал в Рим брата-иезуита Андреа Поццо. Это оказалось решением
огромной важности. Тогда Поццо, уроженцу Тридента, было тридцать восемь лет.
Трудности задержали его в дороге и, когда он прибыл в Рим, Олива был уже мертв.
Но Поццо понимал, как велики были возложенные Олива надежды на церковь Святого
Игнатия, и поэтому он внес в украшение церкви три значительных вклада. Сначала
он решил проблему несуществующего купола. Так как семья Людовиси не внесла
необходимой суммы, то купол не был построен и в потолке зияла дыра. Поццо взял
кусок холста и, великолепно используя законы перспективы, создал иллюзию купола.
Эта часть была завершена и показана публике 31 июля 1685 года.
Это произведение Поццо считается одним из шедевров перспективной живописи, а
самого художника называли «Микеланджело перспективы».
Затем Андреа дель Поццо принялся за кафедру и апсе. Эти части церкви художник расписал фресками,
изображающими сцены из жизни Игнатия, с кульминацией на видении Игнатия в Ла
Сторта, где он услышал слова Бога: «Я буду милостив к тебе в Риме». Поццо уловил
дух видения и подъем эмоций, которые играли главную роль в искусстве времен
Католической Реформы. Создав образ видения в Ла Сторта, Поццо присоединился к
другим великим художникам, пытавшимся выразить сияние и таинство святого в
глубоком единении с Живым Богом.
Андреа дель Поццо достиг пика своего мастерства фреской в массивной нише церкви. Его темой
стал миссионерский дух Общества, выраженный в словах Христа: «Я пришел низвести
на Землю огонь, и желал бы Я, чтобы он уже возгорелся». С потрясающей ясностью
он нарисовал Бога-Отца, посылающего луч света Сыну, который, в свою очередь,
передает его Игнатию, который разделяет его на четыре части и отправляет в
Европу, Азию, Африку и Америки. Ошеломляющей красотой Андреа дель Поццо воздал должное своим
собратьям-иезуитам, несущим людям свет Божьей любви.
Его работы ознаменовали полное восприятие иезуитами стиля барокко в Риме.
Поццо умер 31 августа 1709 в Вене. После его смерти император Иосиф I приказал отчеканить памятную медаль, посвящённую Андреа дель Поццо.
Поццо - автор трактата “ Перспектива живописцев и архитекторов” (русский перевод 1936). |