|
Автопортрет Национальная галерея, Лондон
Словно предостерегая, художник смотрит на нас через плечо с печальным и
презрительным выражением лица. В самом деле, надпись на табличке, которую он
держит в руках, гласит: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше
молчания». Суровый смысл этого мрачного автопортрета еще больше усиливается
благодаря темному плащу художника и черной шляпе, придающей ему почти зловещий облик.
Он грозно вырисовывается перед нами на фоне странного, лишенного горизонта неба.
Роза испытал сильное влияние жесткого реализма Хусепе Риберы, который с 1616
года работал в Неаполе. Прославленная «неистовая манера» самого Розы проявилась
даже в его поэтичных пейзажах. Именно это качество стало особенно важным для
романтических пейзажистов конца 18 - начала 19 века. Роза был не только
живописцем, но и графиком, поэтом, музыкантом и актером. |
|
|
Роза Сальваторе (Rosa Salvatorе) (1615-1673)
Итальянский живописец, график, поэт и музыкант. Родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска.
Изучение латыни, Священного Писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем.
Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.
Творчество этого талантливого живописца связано с традициями неаполитанской школы. Имя Сальваторе
Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры.
Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.
Работал в Неаполе (до 1635), Риме и во Флоренции (1640-1648) в качестве придворного художника Джованни Карло Медичи, будущего кардинала.
Выразитель предромантических тенденций в живописи итальянского барокко, Роза в картинах на библейские и
мифологические темы (“Блудный сын”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;
“Сновидение Энея”, Метрополитен-музей), графике (офорт “Игра тритонов”),
сценах кавалерийских схваток (“Боевая схватка”, рисунок пером, Музей
изобразительных искусств, Лейпциг), “бурных” пейзажах с видами диких, порой
фантастических местностей (“Лесной пейзаж с тремя философами”, Картинная
галерея, Дрезден; “Пейзаж с мостом”, Галерея Питти, Флоренция) воспевает
бегство человека на лоно природы, противостоит общепринятым нормам академического искусства 17 века.
Экспрессивно-сумрачная атмосфера произведений Розы создается с помощью резких светотеневых контрастов, свободной
манеры письма, мрачного, буровато-свинцового колорита.
Ко времени пребывания во Флоренции относится “Автопортрет” (Лондон, Национальная галерея). Роза изображен в плаще, накинутом на плечо. Романтизация образа подчеркнута несколько театрализованным одеянием, но художнику удалось передать страстность натуры, ее ранимость, иронию, сквозящую во взгляде. Латинская надпись на портрете: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания» — выражает состояние художника, по-видимому, испытавшего глубокое разочарование от соприкосновения с несправедливостью.
Тему “Автопортрета” продолжает полотно “Аллегория лжи” (Флоренция, Питти). Возможно, моделью изображения человека, снявшего трагическую маску и указывающего на нее, послужил сам Роза. Это пример аллегории, имеющей глубокий моральный подтекст, в котором выражены мысли о творчестве художника, его положении в обществе.
Возможно, Роза изобразил себя и в полотне “Портрет бандита” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), являющемся произведением, которое упоминается в источниках 17 века. Образ этого человека полон живости и остроумия, а одежда напоминает костюм Паскарьелло, героя маски комедии дель арте.
В 1649 Сальваторе Роза переезжает в Рим, стремясь освободиться от придворной службы. Он отказывается от предложений работать при дворах Австрии, Швеции и Франции. Остроумными сатирами
художник раздражает тех, от кого зависят богатые заказы. Его полотно “Фортуна” (Лондон, Галерея Мальборо) с изображением животных, в образах которых влиятельные лица узнали себя, чуть не навлекло гнев на художника самого папы.
Круг недоброжелателей Сальваторе Роза увеличился, о чем вполне свидетельствует сатирическая картина художника “Зависть”.
После ссоры с маститым Лоренцо Бернини и другими известными живописцами художника, несмотря на приобретенную известность, отказались принять в Римскую Академию святого Луки.
В связи с этим Сальваторе Роза основал “Академию ушибленных” (Academia degli percossi).
Ее членами и частыми гостями Розы стали известные художники, поэты, музыканты, ученые.
Среди них были математик Торричелли, композитор Чести, филологи Карло Дати и Валерио Киментелли.
Античная история и мифология по-прежнему позволяет художнику Сальваторе Роза выдвигать в своих работах волнующие его этические проблемы.
В полотне “Демокрит и Протагор” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Роза повествует о мудрости простого человека, поразившего великого философа, сделавшего его своим учеником.
В картине “Одиссей и Навзикая” (там же) — о благородстве поступка античной царевны, оказавшей помощь потерпевшему кораблекрушение Одиссею. Идеальный образ борца за
республиканские добродетели воплощает художник в полотне “Заговор Катилины” (Флоренция, частное собрание),
а в картине “Саул у Аэндорской волшебницы” (Париж, Лувр) библейский сюжет призван не без гротеска, напротив, развенчать возвышенные представления о плохом правителе.
В 1660-е годы Роза копировал в гравюре свои живописные произведения, иногда создавая самостоятельные исторические и аллегорические композиции (аллегория “Гений Сальватора Розы”).
Еще в 1656 художник увлекся техникой офорта и исполнил серию “Каприччи”. Как и в его живописных полотнах, ее герои — бродяги, солдаты, бандиты, пастухи. Они изображены то в реальных ситуациях, то в театрализованных позах и выглядят то жизненно конкретными персонажами, то актерами из костюмированных сцен.
В них особенно наглядно просматриваются присущие Розе фантазия и умение образно синтезировать все поразившее его воображение в действительности.
Умер Сальваторе Роза 15 марта 1673 года в Риме от водянки. Перед смертью художник обвенчался со своей любовницей Лукрецией, вместе с которой он прожил многие годы и вырастил двоих сыновей.
Крупный мастер итальянского барокко Сальватор Роза оказал значительное влияние на развитие итальянской живописи. Под воздействием его искусства формировался талант Маньяско, Риччи и ряда других мастеров.
Искусство Сальваторе Роза вдохновляло и живописцев романтической эпохи. |