|
|
|
Санмикели Микеле (Sanmicheli Michele) (1484-1559)
Итальянский архитектор и инженер эпохи Высокого Возрождения.
Родился в Сан-Микеле близ Вероны во времена Венецианской республики. Учился у своего отца Джованни и дяди Бартоломео Санмикели.
Как зодчий сформировался в Риме, в кругу Браманте, испытал влияние Джулиано да Сангалло; в 1509-1527 был на папской службе в Риме.
В Орвьето молодой Санмикели построил ряд церквей и палаццо. Среди ранних работ архитектора также выделяется проект собора Санта-Мария дела Грацие в Монтефьясконе — восьмигранного купольного сооружения, близкого знаменитому проекту Браманте церкви Санта-Мария делле Грацие.
По заказу римской курии Микеле Санмикели руководил военно-инженерным укреплением городских стен Пьяченцы и Пармы.
После разгрома Рима войсками императора Карла V с 1527 года Санмикели работал в родной Вероне, где построил башенные ворота городских укреплений Порта Нуова и Порта Палио.
В укрепленных воротах Вероны — первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной техники — мастер воплотил внушительные образы неприступных форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, 1533—1540; Порта Сан Дзено, 1541; Порта Ступа, 1557).
В архитектуре этих сооружений видно дальнейшее развитие приемов, введенных в употребление Сангалло и Джулио Романе,
применение ордерной системы к обработке стены и в то же время распространение рустовки на колонны.
С 1528 года Санмикели Микеле - главный архитектор крепостей Венецианской республики. Санмикели построил
городские укрепления Брешии, Бергамо, острова Керкиры и других городов.
Среди церковных построек Санмикели в Вероне — капелла Пеллегрини в церкви Сан-Бернардино, купол церкви Сан-Джорджо-ин-Браида, фасад церкви Санта-Мария-ин-Органо, а также цилиндрическая купольная церковь Мадонны ди Кампанья (Санта-Мария делла Паче; 1559) близ Вероны.
В своих великолепных веронских дворцах Санмикеле создал первые образцы нового типа этих зданий, широко распространившегося в европейской архитектуре в последующие два столетия. Палаццо Бевилаква в Вероне (1530) — характерный пример этих сооружений. Мощная рустованная стена внизу, а вверху — огромные арочные окна, обработанные наподобие античных триумфальных арок с изящным, иногда почти вычурным ордером, придают дворцам небывалое прежде великолепие.
Палаццо Каносса и особенно Помпеи представляют более строгие примеры веронских дворцов мастера.
Палаццо Гримани в Венеции — переработка того же архитектурного типа соответственно условиям этого своеобразного города, в котором главные фасады зданий выходят на каналы: нижний этаж палаццо Гримани обработан не рустом, а пилястрами и включает открытую на Большой канал лоджию.
Микеле Санмикели обогатил ордерную систему сложными декоративными деталями, в том числе мотивами римской
триумфальной арки, создал новые типы палаццо, композиция которых уже не
замкнута вокруг внутреннего, двора, а развивается от входа (в Венеции - от
причала) через парадную лестницу к роскошному парадному залу на 2-м этаже.
Величественные фасады этих дворцов сочетают строгую тектонику декора с
выразительной пластикой форм (Палаццо Бевилаква, 1530; Палаццо Каносса, 1532, оба в Вероне; Палаццо Гримани в
Венеции, с 1556, и другие). Как итальянский архитектор Ренессанса Санмикели на практике использовал наследие древнегреческого
зодчества. После выполнения заказов по строительству фортов в Далмации, в Греции, на Крите и на Кипре архитектор стал применять античный опыт, т.к. в постройках Санмикели встречаются дорические колонны без базы. |