|
|
|
Солимена Франческо (Solimena Francesco) (1657-1747)
Итальянский живописец позднего барокко. В художественных кругах имел прозвище «Аббат Чиччо».
Родился в Неаполе в семье художника Анджело Солимены. На его формирование оказали влияние росписи и картины Луки Джордано в церквях
Неаполя. Подражание караваджистским приемам Джордано проявилось в ранних работах
художника — фресковых росписях в церкви Санта Мария донна Реджина и в церкви
Джезу Нуово. Однако в изображении Солименой переживаний героев ощутима более
глубокая эмоциональная трактовка, чем у Джордано, склонного к более
поверхностному толкованию религиозных сюжетов.
Первой крупной работой художника явились росписи в Сан Паоло Маджоре в Неаполе,
где им были написаны сцены «Падение Симона Мага» и «Обращение Павла» (около 1690).
Среди сложных многоэтажных архитектурных сооружений, уводящих взгляд смотрящего
далеко ввысь, парят маленькие фигурки святых и ангелов. В отличие от Джордано Солимена будет часто вводить подобные иллюзорные перспективные постройки.
Взметнувшиеся в бурном движении, фигуры рождают, однако, ощущение чувственного
праздничного духа, предвосхищая дух изящных светских аллегорий рококо.
Караваджистский прием драматической игры пятен света и тени придает
эмоциональную напряженность композиции полотна «Мученичество святой Юстинианы» в
алтаре церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе.
После посещения Солименой около 1700 Рима в его живописи усиливается
рассудочность, классицистические черты под влиянием искусства К. Мараты и
мастеров его круга. Солимена приобретает большую известность, исполняя заказы
для дворов Франции, Испании, Австрии, Португалии. В Италии его приглашают для
работы в Турин, Геную, но он остается верным Неаполю, где продолжает работать,
выполняя, однако, и другие важные заказы. В этом ему помогают ученики,
воспитанные в созданной художников «Академии» (Accademia Solimenesca), такие как
С. Конка, К. Джакунито, Ф. де Мура, Дж. Бонито и другие.
Этапными работами Франческо Солимена в Неаполе
стали росписи плафона церкви Сан Доменико Маджоре и Джезу Нуово (эскиз хранится
в Лувре), в которых сказались черты поздней манеры художника: более тяжелый
колорит; усилившейся рационализм композиционного и живописного решения, несмотря
на бравурный мазок; некоторая застылость поз, жестов в изображении маленьких
фигур святых, парящих среди мощных архитектурных сооружений. В подобной манере,
по-видимому, были исполнены и росписи плафонов зала Сената в Генуе (1715-1717,
погибли), к которым сохранились два эскиза — «Мученичество святой Юстинианы»
(Национальные галереи Каподимонте), «Прибытие праха Иоанна Крестителя» (Генуя,
собрание Де Феррари). И наряду с этими декоративными работами, в которых
сказалось усиление классицистических черт, художник создает ряд станковых
полотен («Похищение Орейтии», Рим, Галерея Спада; «Ревекка и Элиазар», Вена,
Академия художеств), в которых с рокайльным изяществом, а не
барочно-классицистической патетикой переданы мифологические сцены.
Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. По его инициативе в
1704 в Болонье (в 1733 — в Неаполе) был издан «Словарь итальянских живописцев»
П. А. Орланди, а в 1742 — труд Б. Де Доменичи «История неаполитанской живописи».
Высоко ценились современниками портреты кисти Солимены. В его полотнах «Мужской
портрет» (Венеция, собрание Сонино), «Мужской портрет» (Москва, Музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) подчеркнут аристократизм
портретируемых. Портреты барочны по своему образному строю, о чем
свидетельствуют величавость поз, элегантность пышных одежд, изображение моделей
на фоне торжественных занавесов в кабинетах с книгами и пером, сквозь окна
которых виден родовой замок. Светской утонченностью наделены портретные образы в
полотне «Граф Альтан преклоняет колени перед австрийским императором Карлом VI»
(Вена, Художественно-исторический музей), что, однако, не умаляет их внутренней холодности.
Среди работ художника выделяется «Автопортрет» Франческо Солимены (Неаполь,
Национальный музей Сан Мартино), в котором живописец стремится подчеркнуть
интеллектуальный характер творчества живописца, особенности его ремесла,
изобразив себя в мастерской за мольбертом, рядом с созданными им стоящими на
стайках холстами. Как всегда это рассказ о жизни, творчестве, судьбе художника.
Творчество Солимены оказало большое влияние на его учеников, работавших в первой
половине 18 века в Риме, его живопись изучали С. Риччи, О. Фрагонар и другие известные мастера, многие из которых исполняли гравюры с его произведений.
Солимена был очень плодовит и написал огромное количество портретов, пейзажей, картин на исторические сюжеты. И все же к лучшим работам художника относят монументальные фрески в церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе.
Скончался Франческо Солимена в 1747 году Неаполе. |