|
Старая кокетка, 1615, Государственный музей изобразительных искусств, Москва |
|
|
Строцци Бернардо (Strozzi Bernardo) (1581-1644)
Итальянский живописец эпохи барокко.
Известен по прозвищам Каппуччино (Cappuccino), а также Священник из Генуи (Прете Дженовезе) (Prete Genovese).
Учился в Генуе в мастерской малоизвестного художника Сорри, под воздействием творчества Питера Пауля Рубенса Бернардо Строцци приобщился к живописи барокко, в дальнейшем испытал влияние Караваджо.
В 1597 году Строцци вступил в орден капуцинов, примерно в 1610 году стал священником.
В Генуе Бернардо познакомился с Симоном Вуэ и Орацио Джентилески, последователями Караваджо, что не преминуло сказаться на его манере живописи, как и знакомство с произведениями Рубенса, ван Дейка, работавшими в Генуе и оставившими там много своих картин.
Строцци писал монументальные, в духе Караваджо, жанровые сцены, трактованные в бытовом
плане религиозные композиции (“Исцеление Товита”, около 1635, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург). Лучшие произведения Строцци (“Дудочник”, “Кухарка” -
оба в Галерее Палаццо Россо, Генуя) отличаются свободной манерой письма,
демократизмом, а иногда и остротой образов (“Старая кокетка”, Государственный
музей изобразительных искусств, Москва).
В 1631 году Бернардо Строцци, разочаровавшись в монашеской жизни, бежал из монастыря в Венецию.
В Венецию он приехал уже сложившимся мастером, хотя споры о том, когда сложился его индивидуальный стиль: в конце 1620-х годов в Генуе или в 1630-е годы в Венеции, ведутся до сих пор.
Проживая в Венеции, Строцци был вынужден опасаться преследования монастырских властей, стремившихся вернуть его в лоно церкви.
В Венеции он познакомился с живописными приемами местных мастеров, оценил живопись Доменико Фетти, Веронезе, Лисса.
В произведениях Бернардо Строцци венецианского периода ощущается более светлый колорит, они написаны с большим изяществом, легким подвижным мазков
(“Святой Лаврентий раздает церковные сокровища беднякам” — церковь Сан Никколо деи Толентини, Венеция;
“Ревекка и Елиазар”, Дрезден, Картинная Галерея).
В поздний период творчества Бернардо Строцци появляются полотна, свидетельствующие не только о возросшем живописном мастерстве,
но и об интересе к более тонкой психологической мотивации образов
(“Динарий кесаря”, Мюнхен, Старая пинакотека; “Проповедь Крестителя”, Вена, Художественно-исторический музей).
В поздний период художник обратился к портрету. Звучный колорит в полотнах “Альвизе Гримани” (Вашингтон, Национальная галерея),
“Портрет молодого человека” (Венеция, частное собрание), “Мальтийский рыцарь” (Милан, Пинакотека Брера)
соответствует эмоциональному складу изображенных моделей, придает образам в этих парадных портретах в стиле Ван Дейка черты большей интимности.
Бернардо Строцци был одним из талантливых мастеров 17 столетия, живопись художника оказала большое влияние на мастеров Венеции последующего времени. |