|
|
|
Тура Козимо (Tura Cosimo) (около 1430 — 1495)
Итальянский живописец Раннего Возрождения. Представитель феррарской школы. Для искусства Козимо Туры характерны резкая экспрессивность, жесткость рисунка, холодный колорит, чеканность деталей
Как художник сложился в кругу феррарских и падуанских мастеров, испытал влияние позднего Донателло и Андреа дель Кастаньо;
с 1451 года придворный художник герцогов д'Эсте.
Главный мастер феррарской школы Козимо Тура расписал огромный Зал месяцев в
герцогском палаццо Скифанойя. Этот шедевр — календарный цикл, в котором были
представлены миф, астрология и придворные занятия по временам и месяцам года, —
заложил основу светской живописи; подражания ему вскоре появились в Падуе и других местах.
В картинах и фресках художника Козимо Тура (росписи дворца Скифаноя в Ферраре, около 1470; “Святой Иероним”, конец 1470-х годов, Национальная
галерея, Лондон; “Святой Антоний Падуанский”, 1484, Галерея, музей и собрание
медалей д'Эсте, Модена; “Мария с младенцем”, 1484, Галерея Академии, Венеция) ренессансные черты, в том числе характерные для
феррарской школы пластическая четкость форм и перспективное построение
архитектурных фонов, сочетаются с воздействием искусства поздней готики,
проявившимся в резкой экспрессивности образов, напряженной мимике лиц, четком
контурном рисунке, звучных, холодных красках.
Козимо Тура относился к числу художников, которые быстро развивают характерные
особенности найденной ими манеры. Причудливые персонификации календаря вызвали к
жизни фантастические формы и костюмы. Живопись художника Козимо Тура кажется будто пронизанной
напряжением, заставляющим форму трепетать в страстном катаклизме. Поверхности
смяты в складки, заостренно-упругие и сверкающие металлическим блеском, —
изощренные и захватывающие метафоры эмоции. Они создавали завораживающую иллюзию
скульптуры, приводившую в восторг как заказчиков Тура, так и его подражателей.
“Алтарь Роверелло” из которого происходят луврская “Пьета” и еще одна картина в
Лондоне, был одним из самых крупных достижений в поэтичной живописи позднего 15 столетия. |