|
|
|
Виварини Антонио (Vivarini Antonio) (1445-1503)
Итальянский живописец, матер венецианской школы. Сын стеклодува с острова Мурано
близ Венеции. Работал в Мурано, Венеции, Падуе, выполнял заказы для церквей
Болоньи, Брешии, Пезаро и других городов Северной Италии. Возглавлял большую
мастерскую, в которой работали его брат Бартоломео Виварини (1432, Мурано —
1499, Мурано) и зять Джованни д’Алеманья (ум. в 1450), учился его сын Альвизе
Виварини (ок. 1445, Венеция — ок. 1503, Венеция).
Антонио Виварини занимает особое место в венецианском искусстве конца 15 века.
Творческое формирование художника было в значительной степени связано с традициями венецианской поздней готики и Дж. да Фабриано.
Составляющие основную часть его творческого наследия большие многостворчатые
алтари, заключенные в резные готические обрамления, сияют золотом фона,
насыщенностью и чистотой подобны драгоценным эмалям голубых, изумрудно-зеленых,
золотисто-желтых, красных, розовых тонов; подобно мастерам поздней готики,
Виварини любит писать узоры парчи, драгоценные камни; в красочных аккордах,
мелодии линий, ювелирной тщательности, с которой прописаны формы, есть особая
изысканность. В то же время он воспринял в поздней готике ее наиболее светские,
близкие характеру венецианской культуры 15 века черты, сообщающие его алтарям
чисто венецианское великолепие, зрелищность, праздничность, декоративное
богатство.
Антонио Виварини предпочитает изысканной готической стилистике спокойный и ясный
рисунок линий, гармоническую выверенность ритма, энергичную, почти скульптурную
моделировку форм, нередко придает своим персонажам облик прекрасных принцесс или
нарядных щеголей в современной одежде. Восприняв некоторые черты формировавшейся
в годы его жизни венецианской ренессансной живописной школы, Виварини в свою
очередь нашел в Венеции 15 столетия продолжателей, самым видным из которых был Карло Кривелли.
Основные произведения
Антонио Виварини: "Алтарь Св. Сабины" (1443, Венеция, церковь Сан Дзаккария;
в соавторстве с Дж. д’Алеманья), "Мадонна на троне" (1446, Венеция, галерея
Академии; в соавторстве с Дж. д’Алеманья), "Алтарь Св. Урсулы" (1450, Брешия,
церковь Сант Анджело), "Алтарь из Чертозы" (1450, Болонья, Пинакотека; совместно с
Б. Виварини), "Алтарь из Пезаро" (1464, Ватикан, Пинакотека). В 1448—1451 Виварини
с помощью Дж. д’Алеманья, а после смерти последнего совместно с Бартоломео Виварини
расписал часть сводов и стен капеллы Оветари церкви Эремитани в Падуе. |