|
|
|
Айвазовский
Иван Константинович (Ivan Aivazovsky), 1817–1900, русский художник. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833–1839).
Работал в Крыму, Италии, посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать,
но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое влияние
французской марины классицизма. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно
- катастрофический
"Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. В самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как
"Черное море", 1881 и др.)
Айвазовский, как никто другой сумел
показать живую, пронизанную светом,
вечно подвижную водную стихию. Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853–1856), создав немало патетических батальных полотен (Чесменский бой, 1848, Феодосийская картинная галерея).
Хотя он исполнил немало «чисто земных»
пейзажей, среди которых выделяются
украинские и кавказские виды, именно
море обычно предстает у него
универсальной основой природы и
истории, особенно в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем,
образы религиозной, библейской или
евангельской, иконографии, равно как и
античной мифологии, нельзя причислить
к самым большим его удачам. Целый ряд картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории (Посещение Дж.Г.Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции, 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). Айвазовский накопил большое состояние и известен также как щедрый благотворитель: в Феодосии на его средства были выстроены здания археологического музея, проведены
работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. |
|
|
|