|
|
|
|
|
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих
многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные
безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые
сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Стиль Босха уникален и не имеет
аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику.
«Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля
Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о
человеческой жадности и глупости. |
|
|
|
Иероним Босх Несение креста 1516, Королевский музей, Гент |
Иероним Босх Увенчание терновым венцом Национальная галерея, Лондон |
|
|
Иероним Босх Корабль дураков 1490-1500 годы, Музей Лувр, Париж, Франция |
Иероним Босх Блудный сын, 1503, Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам, Голландия |
|
|
Семь смертных грехов и четыре последние вещи 1475-1480, Прадо, Мадрид |
Святой Антоний 1500-е, Музей Прадо, Мадрид Приписывается Иерониму Босху |
Яркая достоверность произведений
Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность
нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему
важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых
образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков.
Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние
неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме.
Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины
“Искушение святого Антония”. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|