|
|
|
|
|
Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi]
(1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в
семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком
высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных
отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл
свою мастерскую во Флоренции. В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более
объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное
построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици). |
|
|
|
Весна, 1477-1478 Галерея Уффици, Флоренция |
Рождение Венеры, 1482 Галерея Уффици, Флоренция |
|
|
Мадонна с книгой, 1480-е Музей Польди-Пеццоли, Милан |
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем, 1495, Галерея Питти |
|
|
Афина Паллада и Кентавр, 1482 Галерея Уффици, Флоренция |
Портрет Симонетты Веспуччи, 1480 Государственный музей, Берлин |
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции
Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты
аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические
темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с
тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478,
“Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта,
хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность
изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу
мечтательности и легкой грусти. |
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474,
галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой
души и четкая детализация характеров портретируемых. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов
(значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по
заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.
До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных
украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка
становясь объектом живописи. |
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик
только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и
пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Наряду с
известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли —
по указанию папы был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли
в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”,
“Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и
античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой
портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема
изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических
сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты. |
Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти
своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной
работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал
получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было
почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики,
старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением
Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици). |
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и
мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации
(“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя
напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей
религиозности и даже своеобразного мистицизма. Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека)
при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. |
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра
нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в
состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи
работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других
сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда
в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и
Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих
«Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника,
описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного
держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого
и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в
жизнеописаниях художников. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году;
так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском
искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище
флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь
было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными
критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых
состояниях», черты болезненности и декаданса. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт
Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то
есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки. Что же
определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера
органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями
Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|