|
|
Каналетто АнтониоКартины и биография Антонио Каналетто |
|
|
|
|
|
Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768).
Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года.
Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755).
Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни.
Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом.
Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы,
световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (“Двор каменотеса”, около 1730, Национальная галерея, Лондон;
“Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем”, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва;
“Портик дворца”, 1765, Галерея Академии, Венеция; “Старый Уолтонский мост”, 1754).
Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (“Ведуты”). |
|
|
|
Темза и дома пригорода Ричмонда 1747, Частное собрание |
Пьяццетта, 1735, Национальная галерея античного искусства, Рим |
|
|
Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте, 1730, Музей изящных искусств, Хьюстон |
Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей 1749, Вестминстер |
В 1746 году художник отправился в
Лондон. В течение продолжительного времени Каналетто был самым успешным
живописцем видов Лондона его и окрестностей. Впоследствии, его техника
становится довольно манерной. В 1755 Каналетто возвращается в Венецию, где и
работает до конца своих дней. В 1763 году Джованни Антонио Каналетто избрали
членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа
при вступлении в нее новую работу художник написал только спустя два года. Ею стало
знаменитое “Каприччо с колоннадой”, поражающее своей искусной перспективой. Есть
сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму
“Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада” (1763), единственную свою датированную
позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской
вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости).
Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно
приветствовались. |
Последняя дошедшая до нас работа Каналетто - рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука - крепкой.
В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год».
Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.
Легенды о том, что Каналетто, благодаря влиятельным покровителям и многочисленным заказам скопил несметное состояние, были опровергнуты после его смерти.
Кредитор Каналетто Джозеф Смит, он же британский консул в Венеции, продал основную часть его картин английскому королю Георгу III. Таким образом в
королевском собрании оказалась значительная часть лучших картин и рисунков Каналетто. |
|
|
|
|