|
|
Сезанн ПольКартины и биография Поля Сезанна |
|
|
|
|
|
Сезанн (Сezanne) Поль (1839-1906), французский живописец.
Учился в частной академии Сюиса в Париже (1861-1865); работал в Париже и Экс-ан-Провансе. В ранних
работах Поля Сезанна, имеющих характер бурных, экспрессивных и фантасмагорических сцен
(“Оргия”, 1864-1868), заметно воздействие на него живописи старых мастеров (Паоло Веронезе,
Тинторетто), а также Эжена Делакруа и Оноре Домье. Рано сблизившись с Камилем Писсарро, Эдуаром Мане, Клодом Моне, Сезанн в 1874 и 1877 участвовал в
выставках импрессионистов, но уже в этот период складывается его собственная живописная система. Принципиально расходясь с этого времени
с методом импрессионизма, Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью
цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и
природного миров (“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж). Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу
разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные
изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург,
около 1900; и в других собраниях). Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и
желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он
обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в
произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой
формы и ясной уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1888-1890, -
все в ГМИИ, Москва). В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности
(“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы |
|
|
|
Картежники 1893, Частное собрание |
Пьеро и Арлекин 1888, Музей им. А.С.Пушкина |
|
|
Современная Олимпия 1873, Музей д'Орсе, Париж |
Дома в Провансе 1882, Частное собрание |
|
|
Натюрморт с драпировкой 1889, Эрмитаж, Петербург |
Натюрморт с черепами, 1900 Частное собрание, Швейцария |
утяжеляя его с помощью красочной
фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную
вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и
фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творчество Сезанна, одного из главных
мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода классического
искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного
величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм,
оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые
направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные
стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная
живопись и др.). |
|
|
|
|