|
|
Жерико ТеодорКартины и биография |
|
|
|
|
|
Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский живописец и график. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813), испытал влияние Антуана Гро. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже.
Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно-героизированным образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.
Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (“Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку”, 1812, “Раненый кирасир, покидающий поле боя”, 1814, – обе
картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция
картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (“Бег свободных лошадей в Риме”, 1817, Лувр, Париж).
Одна из центральных в творчестве Жерико работ - картина “Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж) - написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза».
Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.
Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов
(“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов.
Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия “Большая и малая английские сюиты”, 1820–1821). |
|
|
|
Плот «Медузы» 1818–1819, Лувр, Париж |
Дерби 1821 года в Эпсоме 1821, Музей Лувр, Париж |
|
|
Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812, Лувр, Париж |
Портрет офицера 1814, Лувр, Париж, Франция |
|
|
Сцена кораблекрушения 1820, Лувр, Париж |
Укрощение быков 1817, Частное собрание |
Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя
смерть. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший
их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти.
Сильнее всех переживал кончину Жерико его
друг — молодой Делакруа, который стал впоследствии на долгие годы
главой прогрессивных романтиков. |
|
|
|
|