|
|
Гойя ФрансискоКартины и биография Франсиско де Гойя |
|
|
|
|
|
Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик.
С 1760 учился в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе
итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для
королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид).
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых
как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”, 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 - директор ее живописного отделения), в 1799 - “первый живописец короля”. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании
“старого порядка”. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос”
(80 листов с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности,
аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного
расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных
искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой
чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе - Прадо, Мадрид). |
|
|
|
Лампа дьявола, 1798 Национальная галерея, Лондон |
Шабаш ведьм, 1798 Музей Лазаро, Мадрид |
|
|
Маха одетая Около 1803, Прадо, Мадрид |
Маха обнаженная 1800, Музей Прадо, Мадрид |
|
|
Антониа Зарате 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Зонтик 1777, Прадо, Мадрид |
С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность,
физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете
“Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным
протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против
французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел
повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе –около 1814, Прадо, Мадрид),
философски осмысляющая судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82
листа, 1810–1820). |
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к
глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом
жестокой реакции, он провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо”
(“Дом глухого”), стены которого расписал маслом. В созданных здесь
сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего
времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие
символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния
прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”)
и освободительной энергии юности (“Юдифь”). Еще сложнее система мрачных
гротескных образов в серии офортов “Диспаратес” (22 листа, 1820–1823).
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить
присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни,
ставшее лейтмотивом в картине “Похороны сардинки” (около 1814, Прадо,
Мадрид), в серии офортов “Тавромахия” (1815).
С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику
литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих
художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве
Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись
и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до
современности. |
|
|
|
|