|
|
Кандинский ВасилийКартины и биография Василия Кандинского |
|
|
|
|
|
Кандинский Василий (Kandinsky Wassily) (1866–1944), русский и немецкий
художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число
основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 года. Еще в гимназические годы
начал активно заниматься музыкой и живописью. С 1885 Кандинский изучал юриспруденцию в университете в Москве, но в дальнейшем решил
посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, яркие впечатления от русских средневековых
древностей и художественного фольклора, полученные в 1889 году в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых,
посещение французской выставки в Москве (1896), где Кандинский был потрясен картинами Клода Моне. С 1897 года жил в
Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Франца фон Штука. Много путешествовал по Европе и
Северной Африке (1903–1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау
(Баварские Альпы). От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских
картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту
композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна
с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины "Пестрая
жизнь", "Дамы в кринолинах" и другие). |
|
|
|
Пара, едущая верхом на коне 1906-1907, Ленбаххаус, Мюнхен |
Пестрая жизнь 1907, Ленбаххаус, Мюнхен |
|
|
Москва 1 1916, Третьяковская галерея |
Казаки 1917, Третьяковская галерея |
В 1910 году Кандинский создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат "О духовном в искусстве"
(книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее,
духовное содержание, Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым
психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе
последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский
различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы
тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения
созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за
счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа
всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.). |
В 1914 Василий Кандинский вернулся в Россию, где жил в основном в
Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для его
абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер ("Москва. Красная площадь", 1916, Третьяковская галерея;
"Смутное", там же; "Сумеречное", Русский музей; "Серый овал", Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917).
В 1918 Василий Кандинский издал автобиографическую книгу "Ступени". Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую
деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал
в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию в 1921 году.
Проживал в Германии. Его космологические фантазии (графическая серия "Малые миры", 1922) обретают в этот период более рационально - геометричный
характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность ("В черном квадрате",
1923; "Несколько кругов", 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк).
В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка»,
устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928).
После прихода нацистов к власти в 1933 году переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен.
Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними
геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в
межпланетной пустоте ("Доминирующая кривая", 1936, "Голубое небо", 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж;
"Разнообразные действия", 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и
провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета,
который намеревался создать совместно с композитором Гартманом.
Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года. |
|
|
|
|