|
|
Климт ГуставКартины и биография Густава Климта |
|
|
|
|
|
Климт Густав (Klimt Gustav) (1862-1918), известнейший
австрийский живописец. Один из самых ярких представителей стиля модерн. Родился в предместье Вены в семье художника-гравера.
Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для
театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур,
исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются
черты, ставшие основными в его творчестве - четкий силуэт и склонность к орнаментализму. После 1898 года, работы Густава
Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.
Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по
преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество
художников-новаторов «Сецессион» - движение протеста против эстетического
консерватизма и морализаторства предыдущего поколения. Лучшими картинами Климта
считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями,
прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми
линиями и образцами. В картинах Климта сочетаются две противоборствующие
силы; с одной стороны - это жажда абсолютной свободы в изображении
предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эти картины живописца в
действительности являются символичными и их надо рассматривать в
контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над
временем и реальностью. С другой стороны - это сила восприятия натуры и природы,
влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта. Среди
наиболее восхитительных работ художника - панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом
частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное
официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий
изобразительных искусств. |
|
|
|
Даная, 1907-1908 Частная коллекция, Грац |
Маковое поле, 1906 Австрийская галерея, Вена |
|
|
Pallas Athene, 1898 Музей истории искусства, Вена |
Замок Каммер на озере Аттерзее 1912, частное собрание |
|
|
Поцелуй, 1907-1908 Австрийская галерея, Вена |
Австрийский деревенский дом 1912, Музей истории искусства, Вена |
Картина Густава Климта «Поцелуй». На
цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся
пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен
полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене
чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит - символ роскоши и
декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн. Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции.
Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены
художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими». Скончался Густав Климт в 1918 году. |
Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн.
Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна — «сецессионстиля» (Sezessionsstil) — вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году. Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке). Руководил объединением живописец Густав Климт.
Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры — ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях.
В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill). |
|
|
|
|