|
|
Куинджи АрхипКартины и биография Архипа Куинджи |
|
|
|
|
|
Куинджи Архип Иванович -
известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Рано
лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по
постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте
по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у
него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и
обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и
Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму", которую
выставляет на академической выставке в 1868 г., и становится вольнослушателем
академии. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину
"Снег", за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает
бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину "Вид на
остров Валаам", в Петербурге - "Ладожское озеро". В 1874 г. на выставке
товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет "Забытую деревню", в 1875
г. - две: "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 г. - знаменитую "Украинскую
ночь". Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 г.
"Украинская ночь", вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом",
появляется на всемирной выставке в Париже. В 1878 г. выставляет "Лес" и "Вечер в
Малороссии", возбудивший массу споров и создавший много подражателей. |
|
|
|
"Волга" 1890 - 1895 |
"Эльбрус. Лунная ночь" 1890 - 1895 |
|
|
"Ночь на Днепре" 1881 |
"Север" 1879 |
В 1879 г. Куинджи выставляет "Север",
"Березовую рощу", "После грозы"; в том же году Куинджи покинул выставки
товарищества передвижников. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку
одной своей картины: "Ночь на Днепре"; выставка эта имела успех небывалый, о ней
писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев. |
В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 г., также отдельно, Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, а в 1882 г. "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 г. он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 г. пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 г. Куинджи скончался. В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к
группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его "Осенняя распутица", "Забытая деревня" и "Чумацкий тракт", хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению. "Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом. Несмотря на то, что с 1882 г. Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников. Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники. Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. "Ночь на Днепре" находится у великого князя Константина Константиновича , "Березовая роща" и "Степь" - в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: "На острове Валааме", "Забытая деревня", "Степь", "Чумацкий тракт", "Украинская ночь", "Север", "Березовая роща", "После грозы", "Днепр утром" и "Закат в лесу"; в музее императора Александра III в Петрограде - "Вечер в Малороссии", "Туман на море", "Радуга" и эскизы. |
|
|
|
|