|
|
Маковский ВладимирКартины и биография Владимира Маковского |
|
|
|
|
|
Маковский Владимир Егорович [26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград], российский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи.
Родился в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца К. Е. Маковского. Еще мальчиком занимался живописью под руководством В. А. Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был С. К. Зарянко.
В 1870 выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников ». Жанровые
картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных,
хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко
написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены
заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы, в частности, картины
«В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-73). Часто
посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866;
«Шарманщик», 1879, и др.), в т. ч. деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; и
др.). Со временем в тонких психологических мизансценах Маковского
все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных»,
1874, Третьяковская галерея); |
|
|
|
"Свидание" 1883 Третьяковская галерея, Москва |
"На бульваре" 1887 Третьяковская галерея, Москва |
|
|
"Перед объяснением" 1900 Художественный музей, Самара |
"Объяснение" 1889-1891 Третьяковская галерея, Москва |
наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера». Самые качественные свои вещи написал в 1880-90- гг.: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) — многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891).
В 1893 был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению.
|
Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. Этапной в данном плане явилась «Вечеринка» (1875-97), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов». Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс. Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901).
Совершив в 1896 поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого М. Горького. Однако общественная актуальность не сопровождалась большими художественными успехами: к началу 20 в. живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма. Успешно выступал также как портретист («Художник И. М. Прянишников», 1883; и др.), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Академии художеств). |
|
|
|
|