Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря
1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии
Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при
помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения
отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов)
на Осеннем Салоне 1905. В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в
зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало
фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки,
начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и
арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией
«Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С.
Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые
литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с
тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907
Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках
живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о
необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются
ученики из разных стран.
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три
декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910,
Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских
сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В
«Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на
различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь
в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию,
композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и
неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил
Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской
живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств,
Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку
тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в
стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер
(Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на
террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
После Первой мировой
войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы
декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография
Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с
которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в
легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930
едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для
фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены
над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец.
Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос,
сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито
плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из
цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем
(например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в
литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги,
выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских
постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку
Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая
традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи
заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все
определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и
декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей,
изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу
— керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие
панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник
крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о
Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение
самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал
большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал
разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал
работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к
зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных
инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений,
разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и
бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его
отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих
разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь,
перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью
уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических
гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие
локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника —
передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Кроме того, Матисс
испытал сильное влияние произведений
исламского искусства, показанных на
выставке в Мюнхене. Две
зимы, проведенные художником в Марокко
(1912 и 1913), обогатили его знанием
восточных мотивов, а долгая жизнь на
Ривьере способствовала развитию яркой
палитры. В отличие от современного ему
кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на
скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие
женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по
теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их
смелого упрощения. Матиссу
удавалось гармонично выражать
непосредственное эмоциональное
ощущение действительности в самой
строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по
преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в
композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в
Симье, близ Ниццы.