|
|
Модильяни АмедеоКартины и биография Амедео Модильяни |
|
|
|
|
|
Модильяни Амедео (Modigliani Amedeo) (1884—1920), итальянский живописец, скульптор, график, рисовальщик; принадлежал к «Парижской школе».
Родился Модильяни в Ливорно 12 июля 1884 года. Начал учиться искусству живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели.
С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств, главным образом, у
живописца Джованни Фаттори, с именем
которого в итальянской живописи связывается течение «маккьяйоли», родственное французскому «ташизму».
В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств.
С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году
Модильяни впервые показал свои работы в «Осеннем салоне»,
с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники,
Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души»,
как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто. Если первые произведения парижского периода
исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл
для себя живопись Сезанна, познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время
находился под влиянием этих мастеров, о чем свидетельствуют |
|
|
|
Средиземноморский пейзаж, 1918, частное собрание, Париж |
Обнаженная на подушке 1917, частная коллекция, Милан |
|
|
Девочка в голубом, 1918 Частное собрание, Париж |
Кипарисы и дома, 1918 Частное собрание |
|
|
работы 1908-1909 годов («Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, — обе в частном собрании, Париж). Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта;
вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунки Боттичелли, живопись
треченто и виртуозно сложная графика маньеристов — источники вдохновения мастера.
Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. |
|
«Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы.
Для меня это неисчерпаемый источник», — пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, Модильяни словно воссоздавал свой собственный образ модели.
В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж),
Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к
пониманию всего образа — всегда тонко уловленное характерное «состояние души». |
В портрете А. Зборовского (1918, Музей искусства, Сан-Паулу) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей картин художника.
В образах невинной Алисы (1915, Государственный художественный музей, Копенгаген), эксцентричной Берты Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк),
утонченной Луни Чековской (1919, частное собрание, Милан), мечтательной Жоан Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви.
Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны — при полной своей бездейственности и отсутствии мимики.
Психологически портретны даже его знаменитые «ню», обнаженная натура. В 1911 году художник создал 16 рисунков - портретов Анны Ахматовой.
Столь же портретны ню Модильяни («Лежащая ню с бусами», 1917, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Ню сидящая», 1912, Институт Курто, Лондон).
В них, как и в карандашных рисунках художника или в исполненных в технике пастели и акварели «Кариатидах» (1909, Национальный Музей
современного искусства, Париж), можно почувствовать руку скульптора. При жизни
Амедео Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и
скончался в возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите, отверженный, на пороге своего признания.
Модильяни скончался 24 января 1920 года. Мировое признание получил посмертно. |
|
|
|
|