|
|
Нестеров МихаилКартины и биография Михаила Нестерова |
|
|
|
|
|
Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail) (1862–1942), русский художник. Родился в Уфе 19 (31) мая 1862. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884).
Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890–1910 годах – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).
Если ранние исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея,
Москва), то позднее, художник усиливает в своих образах фольклорные черты ("За приворотным зельем", 1888,
Художественный музей, Саратов), атмосферу религиозной легенды ("Пустынник", 1888–1889, Третьяковская галерея).
Знаменитое полотно "Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж.
Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге,
росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. |
|
|
|
Богоматерь с младенцем 1890 |
Видение отроку Варфоломею 1889-1890 |
|
|
Девушка у пруда (Н.М.Нестерова) 1923 |
За приворотным зельем 1888 |
Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (О.М.Нестерова, или т.н.
"Амазонка" (дочь художника), 1906; П.А.Флоренский и С.Н.Булгаков, или
"Философы", 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1897;
"Святая Русь", 1901–1906). Самое большое полотно мастера
- "На Руси" ("Душа народа",
1916) - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям
картина "Молчание", 1903). |
Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка
картин Нестерова (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии
(портреты художников П.Д. и А.Д.Кориных (1930), академика И.П.Павлова (1935), скульпторов И.Д.Шадра (1934) и В.И.Мухиной (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и другие портреты.
Умер Михаил Нестеров в Москве 18 октября 1942 года. |
|
|
|
|