|
|
Пуссен НиколаКартины и биография Никола Пуссена |
|
|
|
|
|
Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), французский живописец и
рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских художников; с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние
Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи,
занимался анатомией и математикой. С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания,
заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627
годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции
на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва;
“Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1635, Прадо, Мадрид). Господствующий в произведениях
Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным
поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж).
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и
евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого
(“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва). Развивая принципы идеального пейзажа,
Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;
серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, - все картины в
музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные
стихии, |
|
|
|
Похищение сабинянок (фрагмент) Метрополитен-музей, Нью-Йорк |
Триумф Нептуна 1634, Музей искусств, Филадельфия |
|
|
Танкред и Эрминия 1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Поклонение золотому тельцу 1634, Национальная галерея, Лондон |
|
|
Мидас и Бахус, 1625 Старая Пинакотека, Мюнхен |
Вдохновение поэта 1636-1638, Лувр, Париж |
используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал
идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего
взаимоотношения человека и мироздания. |
|
|
|
|