Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas) (1874-1947), русский живописец, театральный художник,
ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и
одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже.
До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл
архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов
Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род),
1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей,
Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов
в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель»,
1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей,
Санкт-Петербург).
Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время
«режиссерски» соучаствующий в ритмике
спектакля («Пер Гюнт» Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912;
«Весна священная» И.Ф.Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором
либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь»
А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Николай Рерих исполнил также целый ряд
монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные
произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под
Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для
Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли
до настоящего времени в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее
вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за
финской границей, с 1918 года жил за рубежом. В 1920 переехав в США, Рерих основал
там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для
распространения учения «Живой Этики», призванного морально
усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего
буддизма, и современной теософии. В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою
Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического
изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя
через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.
Приехав через Синьцзян в Москву в 1925
году,
Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай
возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией
Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати –
от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ
Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929.
Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы
«мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще
более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой,
тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная
природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926,
Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие). Все больше сил
Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как
мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в
разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия
охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска
современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в
книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же
идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его
имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных
ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В
поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с
фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический
цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных
очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными
соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих
(1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рерих в Кулу 13
декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же
(помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рерихов в Музее искусства
народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим
собственным музеем. Биографическая справка подготовлена на основе материалов