|
|
|
|
|
Стен Ян (Steen Jan) (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене
приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем
творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в
Гааге. Будучи учеником Яна ван Гойена, Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.
Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем
ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.
Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции (“Брак в Кане”, собрание Бейт, Лондон), но отдавал предпочтение бытовому жанру.
Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой,
подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью,
занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды
(“Больная и врач”, “Гуляки”, “Игра в трик-трак”, 1667, - все в Эрмитаже, Санкт-Петербург;
“Семья художника в веселом обществе”, около 1663, Маурицхёйс, Гаага).
Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена
отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о
художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей
вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем
приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как
бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей
голландского бытового жанра 17 века. |
|
|
|
Жители Делфта, 1655 Рейксмузеум, Амстердам |
Пекарь Аствард и его жена Катарина 1658, Рейксмузеум, Амстердам |
|
|
Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, Гаага |
Гуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
|
Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, Гаага |
Туалет женщины, 1660 Рейксмузеум, Амстердам |
В 1660-1670-х годах художник Ян Стен
был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в
высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и
юмором. Рисунок в картинах художника иногда не
отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит —
теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и
человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи,
однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты
по письму. Сын пивовара, он с 1654 года дополнил доход художника,
став владельцем гостиницы. Безусловно, что картины и многие другие работы
художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам
живописец. |
Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и
изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных
голландских бюргеров и т. п. Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора. Важнейшие
произведения этого мастера: “Семейство художника”, “Клетка с попугаем” (Рейксмузеум, Амстердам), “Зубной врач”,
“Зверинец", “Мнимая больная девушка", “Посещение доктора", “Как поют старики так свищет молодежь" (Маурицхейс, Гаага),
“Вербовка солдат” и “Галантный подарок” (Королевский музей изящных искусств, Брюссель), “Брак в Кане Галилейской”
(Картинная галерея, Дрезден), “Веселое общество” (Музей Берлин-Далем), “Ночная серенада” (Картинная галерея, Прага) и
другие. В Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств находятся следующие картины Яна Стена: “Эсфирь пред Артаксерксом”, “Больная и врач”,
“Летний праздник”, “Гуляки”, “Больной старик”, “Игроки в трик-трак”, “Крестьянская свадьба”, две “Сцены в таверне” и
“Выбор между молодостью и старостью”. |
Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах,
наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов.
У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера.
Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|