|
|
Штук ФранцКартины и биография Франца фон Штук |
|
|
|
|
|
Франц фон Штук (Franz von Stuck) (1863-1928), немецкий живописец и скульптор, один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков.
Родился Штук в Теттенвейсе 23 февраля 1863 в баварской крестьянской семье. Приехав в Мюнхен, занимался в 1881-1884 годах в
городской художественно-ремесленной школе и Политехникуме.
В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние Арнольда Бёклина.
В молодости Штук много работал как художник прессы (для журналов "Югенд", "Пан" и других изданий). Штук являлся одним из основателей (1892) и президентом Мюнхенского
сецессиона", он рисовал афиши для его выставок; композиция с Афиной-Палладой (1889) стала популярным символом этого объединения. Штук завоевал известность своими
аллегорико-мифологическими картинами, где характерные для символизма темы "рокового" эротического влечения и разгула иррациональных, "демонических" стихий
получили особенно броское, нередко брутальное выражение («Борющиеся фавны», 1889, Новая пинакотека, Мюнхен; «Люцифер», 1890, Национальная галерея, София; «Поцелуй
сфинкса», 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Вакханалия», 1905, Кунстхалле, Бремен). Архетипическими стали созданные им образы женщин-вамп
(«Грех», 1893, Новая пинакотека; «Саломея», 1906, Дом-музей Ф.фон Ленбаха) и военного насилия («Война», 1889, Новая пинакотека).
Франц фон Штук воспринял многие черты переходной художественной эпохи, какой в историческом плане был
стиль модерн.
Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства конца XIX - начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, -
поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универсума, он пытался вдуматься в пересечение духовного
и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика. Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях Франца фон Штук. В них можно найти
примеры сосуществования чуждых друг другу эстетических установок и стилистических |
|
|
|
Саломея 1906, Дом-музей Ленбаха, Мюнхен |
Раненая амазонка 1904, Музей ван Гога, Амстердам |
|
|
Юный Бахус 1901, Частная коллекция |
Хоровод роз 1910, Частное собрание |
|
|
Автопортрет с женой в ателье 1902, Частное собрание, Мюнхен |
Мэри в красной шляпке 1902, Частная коллекция, Мюнхен |
приемов. Штук сочетал в своих картинах черты академического натурализма и стиля модерн. Под влиянием Фридриха Ницше создавал фантастико-аллегорические
произведения, проникнутые нарочито брутальной символикой. Но в моменты прозрений у этого художника рождались столь оригинальные соединения
поэзии и разоблачительного исследования, романтизма и натурализма, которые, свидетельствуя о новом понимании возможностей изобразительного искусства, являли
собой настоящие структурные открытия. Такие произведения шокировали зрителя, вызывая нередко оторопь и скандалы среди публики, но позже получали высокую
оценку своей поэтической интонацией и новизной мысли.
Франц фон Штук известен также как портретист («Автопортрет с женой», 1907, Вилла Штука; «Мэри в красной шляпке», 1902, частное собрание; все работы - в Мюнхене).
Изготовлял эффектные декоративные рамы для своих картин. Его дар дизайнера-декоратора развернулся при постройке и оформлении собственного дома - Виллы Штука, для которой он исполнил ряд бронзовых скульптур
(«Атлет», «Амазонка», 1890-е) и декоративных панно (Помпеянская стена и др.). Преподавал в мюнхенской Академии художеств.
Умер Штук в Мюнхене 30 августа 1928 года. |
|
|
|
|