|
|
Ван Гог ВинсентКартины и биография Винсента ван Гога |
|
|
|
|
|
Ван Гог Винсент (Van Gogh Vincent) (1853-1890), голландский живописец. В 1869-1876 служил
комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне, Париже, в 1876 работал учителем в Англии. Ван Гог
изучал теологию, в 1878–1879 был проповедником в шахтерском районе Боринаж в Бельгии. Защита интересов
шахтеров привела ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-е годы ван Гог обратился к искусству, посещал Академию
художеств в Брюсселе (1880–1881) и Антверпене (1885-1886). Ван Гог пользовался советами живописца А.Мауве в Гааге, с
увлечением рисовал простых людей, крестьян, ремесленников, заключенных. В серии картин и этюдов
середины 1880-х годов (“Крестьянка”, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; “Едоки картофеля”, 1885, фонд Винсента ван Гога,Амстердам), написанных в темной
живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает
гнетущую атмосферу психологической напряженности. В 1886–1888 ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал
живопись импрессионизма, японскую гравюру, “синтетические” произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога
стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него
динамичный, как бы струящийся мазок (“Мост через Сену”, 1887, “Папаша Танги”, 1881). В 1888 ван Гог переехал в Арль, где
окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент,
мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и в то же время страх перед враждебными человеку силами находят
воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (“Жатва. Долина Ла-Кро”, 1888), то в зловещих, напоминающих
ночной кошмар образах (“Ночное кафе”, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной
жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (“Красные виноградники в Арле”, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы
(“Спальня ван Гога в Арле”, 1888). |
|
|
|
Мост де л'Англуа, 1888 Частное собрание, Берлин |
Лодки в Сен-Мари, 1888 Музей ван Гога, Амстердам |
|
|
Ирисы, 1890 Музей ван Гога, Амстердам |
Подсолнухи, 1888 Новая Пинакотека, Мюнхен |
|
|
Звездная ночь над Роной, 1890 Музей д'Орсе, Париж |
Церковь в Овер-сюр-Уаз, 1890 Музей д'Орсе, Париж |
Напряженная работа ван Гога в последние годы
сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми
(1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической
одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства
(“Дорога с кипарисами и звездами”, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения
(“Пейзаж в Овере после дождя”, 1890, ГМИИ, Москва). |
|
|
|
|