|
|
|
|
|
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика
сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных
интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты
бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался,
прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики
лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в
идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. |
|
|
|
Мадонна в скалах 1483-1494, Лувр, Париж |
Мона Лиза (Джоконда) 1503-1505, Лувр, Париж |
|
|
Дама с горностаем, 1485-1490 Национальный музей, Краков |
Мадонна Бенуа, 1478 Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
|
|
В 1481 или 1482
Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро,
исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он
работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная
модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана
французами в 1500). В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в
скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея,
Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого
пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих
отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за
особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой -
сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую
собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и
духовное содержание выражено в математической закономерности
композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в
ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в
гармоничной уравновешенности форм. |
|
Портрет Джиневры де Бенчи 1476, Национальная галерея искусства, Вашингтон |
|
Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты
“идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие
большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана
жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507
— Флоренция; 1500 — Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 — Милан; 1513-1516 — Рим; 1517-1519 — Франция).
В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо
“Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени.
В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и
человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям
Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в
области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения
композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр), |
|
|
|
Прекрасная Ферроньера 1490-е годы, Лувр, Париж |
|
|
|
где несколько слащавая двусмысленность образа
свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве
художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так
называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516,
Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед
могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о
цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения
воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7
тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный
после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на
европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств
Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный
язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в
природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета
того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с
деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде
единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни. |
|
Мадонна Литта Ок.1491, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Если в молодости он преимущественное
внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в
пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы
обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого
представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи
страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными
рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают
все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того
открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его
неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании
которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в
нерасторжимом единстве. |
Как ученый и инженер он обогатил почти
все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на
эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике,
видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные
догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов,
машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над
влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к
утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов
воздушной перспективы . Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал
правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он
заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и
биологией. И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью — жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца,
Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию.
Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения,
Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции.
Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник,
Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения. История зарождения эпохи итальянского ренессанса. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|