|
|
Врубель МихаилКартины и биография Михаила Врубеля |
|
|
|
|
|
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856
года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни
и английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового
сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для
реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884);
тогда же художник написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства).
Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом
нового времени. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в
картине "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). После переезда
в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной
группы С.И.Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в
майолике – скульптуры |
|
|
|
Полет Фауста и Мефистофеля 1902 |
Шестикрылый серафим (Азраил), 1904 |
|
|
Царевна-лебедь 1900 |
Пан 1899 |
Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи,
вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской
оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова. |
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно
" Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь",
"К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.Д. и М.И.Арцыбушевых, а также С.И.Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова
"Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах
"Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904;
Портрет В. Я. Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. |
|
|
|
|