|
|
Дейк Антонис ванИскусство Нидерландов Антонис ван Дейк |
|
|
|
|
|
Антонис ван Дейк (1599–1641)
(Antonis van Dyck)
Фламандский живописец. Учился живописи в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615 открыл собственную
мастерскую. Ван Дейк уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей
центральное место в его творчестве. Около 1618–1620 он работал помощником
Питера Пауля Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру.
Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, ван Дейк придавал героям своих
картин более изящный, портретно индивидуализированный облик (“Иоанн
Креститель и Иоанн Евангелист”, 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем).
В конце 1620 - начале 1621 Дейк работал при дворе английского короля Якова I,
затем вернулся в Антверпен. В картинах этого периода (“Семейный портрет”,
1621, Эрмитаж, Санкт-Петербург) определились стремление Антониса ван
Дейка к созданию образов, исполненных одухотворенного изящества и благородства,
его внимание к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни
человека. С конца 1621 художник ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где
выработал и довел до совершенства тип парадного портрета, в котором главную роль
играют поза, осанка, жест модели (портрет кардинала Г.Бентивольо, около 1623,
Палаццо Питти, Флоренция). Знакомство живописца с колористическими достижениями
венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах генуэзской знати
(парные портреты маркиза А.Дж.Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея
Палаццо Россо, Генуя). Вместе с тем ван Дейк писал психологически выразительные
портреты людей высокого интеллекта и творческой одаренности (портрет скульптора
Ф.Дюкенуа, около 1622 года, Музей старинного искусства, Брюссель).
В 1627–1632 годах Антонис ван Дейк вновь жил в Антверпене, в 1630 он стал придворным
художником эрцгерцогини Изабеллы. В этот период творческого |
|
|
|
расцвета художнику удалось объединить в парадном портрете торжественную представительность образа с индивидуальной
психологической характеристикой (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея
Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца Снейдерса, Старая
пинакотека, Мюнхен) – раскрыть духовное богатство современников. Эффектны, хотя
и более однообразны по манере религиозные и мифологические композиции ван Дейка
(“Отдых на пути в Египет”, конец 1620-х годов, Старая пинакотека, Мюнхен).
С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В
многочисленных портретах короля и его семьи (“Карл I на охоте”, 1635, Лувр,
Париж), английской знати (портрет Дж.Стюарта, Метрополитен-музей), отмеченных
строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он
акцентировал утонченный аристократизм образов.
В поздних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся внешним,
стандартным приемом психологической характеристики, в колорите появляются
сухость и пестрота, в целом же, однако, его творчество способствовало
становлению национальной английской школы портретной живописи.
Картина Антониса ван Дейка “Конный портрет Карла I”.
Безупречные доспехи, тверды и пристальный взгляд, царственная осанка - все
говорит о значительности изображенной персоны. В качестве придворного живописца
Карла I художник получил заказ запечатлеть в портрете образ королевского
величества. После обучения у Питера Пауля Рубенса в Антверпене Ван Дейк уехал в
Лондон, а затем в Италию. Здесь он воспринял более элегантную манеру живописи,
которой придерживался всю дальнейшую жизнь. Именно в Италии Ван Дейк создал
стиль, который положил начало традиции английского живописного портрета. Его
картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой.
Художника часто обвиняли в том, что он льстит своим моделям, однако не все
бывали довольны. Графиня Сассекская, например, увидев свой портрет, сказала, что
почувствовала себя "очень неприятно" и "совсем себе не понравилась - лицо такое
большое и пухлое, что оно меня совсем не радует. Оно выглядит надутым, но по
правде, я думаю, оно похоже на оригинал".
Творчество Антониса ван Дейка → |
|
|
|
|