Эволюция творчества художника Антониса ван Дейка (1599—1641) предвосхитила
и определила путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 столетия в направлении аристократизации и светскости. Художник
исключительного дарования и таланта, Антонис ван Дейк сохранил приверженность фламандскому реализму. В лучших своих произведениях — в портретах людей
разных сословий, социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу — он верно нашел индивидуальное сходство и проник
во внутреннюю духовную сущность модели. Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы.
Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса девятнадцатилетним юношей по окончании обучения у Хендрика ван Балена. Ранние композиции Антониса ван Дейка на
религиозно-мифологические темы исполнены под влиянием Рубенса, от которого он унаследовал большое живописное мастерство, умение
воссоздавать формы натуры с типичным для фламандцев ощущением чувственной конкретности и достоверности. Дальнейшее развитие творчества
ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Композиции становились более экспрессивными, формы утонченными, манера письма
изысканной и деликатной. Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни
отдельных героев. Это определило обращение Антониса ван Дейка к портретной живописи. В ней он создал тип блестящего аристократического портрета,
образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой. Герои
ван Дейка — люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитанны,
полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские
люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.
Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров («Семейный портрет», между 1618 и 1626 годами, Санкт-Петербург, Эрмитаж),
знати, их семейств. Он писал также художников; позже, работая в Генуе (1621—1627), стал модным портретистом аристократии,
создателем официального парадного портрета. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры.
Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность
ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов. Знакомство с
живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков,
сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого.
Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах. В «Мужском портрете» (1620-е,
Санкт-Петербург, Эрмитаж) психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом,
экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику. В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627—1632 годами, Вена,
галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины.
Величественная колоннада портретного фона подчеркивает значительность образа Гвидо Бонтивольо (около 1623, Флоренция, галерея Питти),
исполненного чувства достоинства. Освещение и насыщенный красньй цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных
руках с длинными пальцами. Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах.
Последние десять лет жизни ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I, среди кичливой аристократии. Здесь художник писал портреты
королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов
становилась усложненной, декоративной, красочная гамма — холодной голубовато-серебристой.
К оригинальным по замыслу произведениям английского периода принадлежит парадный портрет Карла I (около 1635, Париж, Лувр)
короля-джентльмена, мецената. Традиционной схеме придворного портрета на фоне колоннад и драпировок фламандский художник противопоставил решение
портрета в окружении пейзажа с жанровым мотивом. Король изображен в охотничьем костюме, в изысканно-непринужденной позе, с задумчивым,
обращенным вдаль взором, что придает романтическую окраску его облику. Низкий горизонт усиливает динамику силуэта изящной фигуры.
Интеллектуальная тонкость томного лица подчеркнута контрастным сопоставлением с цветущим, но примитивным обликом юноши-слуги,
привязывающего коня. Очарование картины во многом определил коричневато-серебристый колорит. Поэтизация образа не помешала метко
охарактеризовать государственного деятеля, надменного и легкомысленного, лишенного силы характера.
Многочисленные заказы в Англии заставляли Ван Дейка прибегать к помощи учеников, использовать при создании портретов манекены, что,
конечно, сказалось на качестве его поздних работ. И тем не менее среди них также были сильные произведения («Портрет Томаса Чалонера»,
конец 1630-х годов, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Разработанные Ван Дейком типы аристократического и интеллектуального портрета оказали влияние
на дальнейшее развитие английской и европейской портретной живописи.
Дейк Антонис. Картины →
История зарубежного искусства → |