Новый подъем нидерландской живописи наступил в 16 веке. С открытием Америки, с перенесением
центров мировой торговли на Атлантический океан Нидерланды пережили бурный экономический расцвет и приобрели важное значение в Европе.
Торговое первенство перешло к Антверпену, ставшему мировой факторией и мировой биржей. Однако уже во второй половине 16 века обострились
противоречия между богатыми передовыми нидерландскими провинциями, веками отстаивавшими свою независимость, и феодальной Испанией, с конца 15 столетия владевшей Нидерландами. Антифеодальное движение в Нидерландах, принимая формы то
религиозной борьбы (лютеранство, анабаптизм, кальвинизм) против католической реакции, то борьбы за национальную независимость против
кровавой тирании Испании, завершилось первым в европейской истории мощным восстанием широких масс населения против всех поработителей — нидерландской революцией (1656—1677).
В 16 столетии широкий размах торговли способствовал преодолению средневековой замкнутости; Нидерланды становились землей «общей для всех
наций» и все более вовлекались в круг общеевропейской культуры. Религиозным идеалам противопоставлялись рационалистическое
миропонимание, практицизм. Критиковались устаревшие традиции, догматы, ограниченность и отсталость сословного и цехового строя.
Распространялись принципы веротерпимости и равенства людей. Эразм Роттердамский, глашатай науки и просвещения, новой культуры и идеалов
Возрождения, нанес удар авторитету церкви. Против всего сковывающего личность выступил Д. Корнхерт. Новые религиозные учения
оправдывали активную целеустремленную мирскую деятельность человека на земле, а гуманизм возвел человеческую личность в идеал. Эти
сдвиги в мировоззрении людей и характере культуры Нидерландов сопровождались, однако, осознанием несовершенства жизни, несправедливости
общественного устройства. Во второй половине 16 века утопические идеалы гуманизма переживали кризис. Драматизм социальных конфликтов,
усиливающийся политический, национальный и религиозный гнет со стороны Габсбургской империи и Испании, террор Контрреформации, так
же как и учение Кальвина о предопределении судьбы отдельной личности приводили к мысли о ее ничтожестве и неспособности изменить свою
жизнь, вынужденной следовать своему «призванию». Все это определило большую сложность путей развития художественного миропонимания в
нидерландской живописи 16 века, не достигающей столь целостного и блестящего развития, как это было в 15
столетии. Возникновение нового
представления о мире и месте в нем человека сопровождалось разнообразием исканий, мучительной ломкой старых традиций, борьбой между
новыми художественными течениями. Это приводило, естественно, к известному отказу от художественных традиций 15 века. Художники обращались
к более непосредственному отображению действительности, современности, что открывало новые пути развития искусства. В поисках обобщения
они обратились к изучению великих открытий искусства итальянского Возрождения. На этой основе возникло течение «романизм» (от слова
«романский» — «римский»). Однако, ограничившись большей частью лишь внешним заимствованием готовых художественных формул и форм
классического искусства — нового для нидерландцев живописного языка, большинство романистов не создало почти ничего самобытного и
художественно цельного. Лишь немногие из них претворили воспринятое от итальянцев в подлинно национальное.
Из их среды выделяется Лука Лейденский (Лукас ван Лейден, 1489/1494—1533), в творчестве которого
были сильны национальные основы; испытав влияние итальянского искусства, изучая Дюрера, он создал оригинальные по сюжетам и композиции
произведения, сыграл важную роль в развитии реалистической графики и живописи Нидерландов. В сценах из жизни Нидерландов, решенных в
бытовом аспекте («Молочница», «Уленшпигель»), особенно ярко проявлялись народные корни его дарования.
Наперекор романизму и развивавшемуся в Антверпене маньеризму в нидерландской живописи окреп живой источник народного реалистического
искусства, эмансипировавшегося от опеки церкви, связанного с идеалами освободительного национального движения. Уже в 20-х годах 15 века
возникла пейзажная живопись, утверждавшая ценность природы вне ее связи с религиозным представлением о мироздании.
К середине 16 века не только изменился характер религиозной живописи, но и все более утверждались темы, посвященные жизни народных
масс — крестьян, бедняков, бродяг, нищих,— развился монументальный бытовой жанр, натюрморт (Питер Артсен, Антонис Мор, Дирк Барентс, Ян ван Скорел, Иохим Патинир, Ян Сандерс ван Хемессен, Массейс Квинтен), индивидуальный
и монументальный групповой портрет. Особого расцвета достигает «гротескный реализм» с характерными для него сказочно-смеховыми сюжетами и фольклорными мотивами.
Артсен Питер. Картины →
Лейден Лукас. Картины →
Массейс Квинтен. Картины →
История зарубежного искусства → |