К концу 15 — первой трети 16 века искусство Возрождения развивалось и в Германии. Это время
величайшего творческого напряжения, пробуждения страстного интереса к индивидуальности человека, поисков новых средств постижения
действительности. Богатый опыт итальянского и нидерландского искусства помог немецкой художественной культуре в ее движении вперед. Но
немецких художников привлекали иные стороны жизни, чем итальянцев. Как и нидерландцы, они обращались к сокровенной духовной жизни
человека, его переживаниям, психологическим конфликтам. Образ человека здесь отмечен то мечтательностью и глубокой задушевностью, то
суровостью и мятежными порывами, драматизмом страстей.
Верное жизненной правде, немецкое искусство было менее рационально, оно уступало итальянскому в разработке научных основ, в нем не
было тех последовательно рационалистических философских воззрений, которые у итальянцев привели к безоговорочной вере в человеческий
разум. Стремление к научному познанию мира не умаляло роли воображения. В немецком искусстве неизменно проступало взволнованно личное
отношение его создателей к миру, умение видеть жизнь в ее сложности и изменчивости. Тяготение к гармоничному идеалу и завершенным
классическим формам сочеталось с острым чувством индивидуально неповторимого. Не случайно наиболее значительные достижения здесь связаны с портретом.
Искусство немецкого Возрождения во многом близко нидерландскому; в нем то же развитое чувство индивидуального, то же восприятие явлений
жизни в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Это определяет особое значение пейзажа и интерьера в решении эмоционального строя
образов. Пластическое понимание форм сочетается с эмоциональным живописным решением проблем света и тональности, имеющее важное
значение для раскрытия взаимосвязи явлений, было важнейшим завоеванием немецкой школы 16 века, предвосхитившим искания мастеров 17 столетия.
По сравнению с Италией и Нидерландами, где расцвет искусства Возрождения наступил гораздо раньше, в немецком искусстве реалистические тенденции
проявились с запозданием. В 15 веке искусство Германии было почти исключительно религиозным, в нем продолжали жить средневековые традиции.
Внезапность и резкость скачка, происходившего на грани 15—16 столетий, породили контрасты, противоречия, неожиданные сочетания старых и
новых тенденций в немецком искусстве Возрождения в целом и в творчестве отдельных мастеров (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Бальдунг Грин, Альбрехт Альтдорфер).
Немецкое искусство не знало того синтетического развития архитектуры, пластики и живописи, которое сопровождало расцвет итальянского Возрождения, где многие крупные
художники работали в различных видах искусства. Немецкое искусство Возрождения несет на себе печать дисгармоничности и трагизма, которыми изобиловала общественная жизнь Германии 16 века.
Причина сложности путей развития искусства Германии коренится в особенностях исторического развития страны, ставшей в конце 15 — начале 16 века
ареной глубочайших социальных конфликтов. В первой половине 16 столетия Германия, входившая в состав могущественной империи Габсбургов,
оставалась экономически отсталой и политически раздробленной. Множество городов и деревень Германии в отдалении от передовых центров, втянутых в мировую торговлю, прозябало в жестоких условиях
средневековья. Как ни в одной другой стране, борьба буржуазии, крестьянства и плебейских масс с феодализмом приняла здесь характер
общего кризиса. В начале 16 века в Германии произошло первое крупное в национальном масштабе выступление бюргерства. Его борьба с
дворянством, с крупными феодальными князьями, выступление бюргерства и широкое народное движение переросли в Реформацию. Великая
Крестьянская война с ее идеалами всеобщего имущественного равенства знаменовала кульминацию революционного движения. Сопутствующий
революции подъем творческих сил общества создал условия для всестороннего, но кратковременного расцвета немецкой культуры. В Германии,
ее крупнейших городах распространялись идеи гуманизма, развивалась наука. В отличие от средневековых ересей Реформация настойчиво
отстаивала ценность земного, призывала каждого человека следовать своему призванию, совершенствовать себя. Учение Лютера воспитывало
в личности действенное начало. Мюнцер проповедовал активную деятельность среди народа, отказ от удовлетворения личных страстей. Как
ни в одной западноевропейской стране начала 16 века, искусство в Германии было втянуто в водоворот крестьянской освободительной борьбы.
В нем утвердились принципы реализма, новые идеалы. Получает развитие политическая графика: листовки, памфлеты, карикатура. Многие
немецкие художники становились участниками политической и религиозной борьбы и подвергались преследованиям (скульптор Т. Рименшнейдер,
художники М. Грюневальд, Г. Грейфенберг, Г. Платтнер, П. Лаутензак). Изобретение книгопечатания способствовало распространению научной
литературы, политических брошюр, боевой сатиры («Письма темных людей»), памфлетов не только в литературе, но и в изобразительном
искусстве (ученики Дюрера — Б. и Г. Бехамы, Г. Пенц). Лютер «создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того
проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал «Марсельезой» XVI века» К этому времени относится расцвет книжной иллюстрации,
карикатуры, станковой гравюры. Новые веяния ярко проявились в области гравюры — наиболее массовом виде искусства, менее скованном
традицией (гравюра возникла в начале 15 века). Однако и другие виды искусства встали на путь преобразования.
Ганс Бальдунг Грин. Картины →
Альбрехт Альтдорфер. Картины →
Лукас Кранах Старший. Картины →
История зарубежного искусства → |