Дадаизм и сюрреализм — это одно из порождений потрясений военных лет (1914—1918).
Направление дадаизма, возникшего в 1916 году в швейцарском Цюрихе, выражало анархический бунт в живописи и декоративно-прикладном искусстве против буржуазной цивилизации, угнетения, войн.
Чувствуя бессилие и страх перед враждебным человеку буржуазным обществом, художники-дадаисты пришли к отрицанию
реальной действительности вообще. Дадаисты — Франсуа Пикабия, Жан Арп, Макс Эрнст и другие немецкие и швейцарские художники, ставившие своей
целью уничтожение искусства вообще, апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств; шумные публичные скандалы
и развязный цинизм сопровождали выступления сторонников дадаизма, являвшегося одним из крайних проявлений идеологического мракобесия,
полного отрицания цивилизации и прогресса. Дадаисты объявили разум, моральные нормы, эстетику ложью и обманом. «Произведения» дадаистов
представляли собой подражание «детскому», точнее, младенческому рисунку. Они культивировали также беспредметность, деформацию и грубый
натурализм. Произвольный акт фиксирования случайно возникающих хаотических ассоциаций провозглашался проявлением свободного творчества.
На выставках «дада» экспонировались наклеенные на холст куски мочала, пуговицы, битое стекло и другие предметы обихода.
Из анархического нигилизма дадаистов в живописи выросло к началу 1920-х годов
течение сюрреализм (от французского слова «surrealite», т. е. искусство «сверхреального»,
«сверхъестественного»), наиболее непосредственное выражение в искусстве кризиса буржуазной культуры. Он возник на
французской почве и первоначально включал в свой пестрый состав талантливых писателей, поэтов, режиссеров. Эти деятели, позже перейдя
от анархического бунтарства на сознательно прогрессивные общественные позиции, отошли от сюрреализма и создали ряд произведений,
полных гуманистического содержания (Луи Арагон, поэт Поль Элюар и др.).
Основное ядро сюрреалистов (особенно работавших в области изобразительного искусства) продолжало придерживаться враждебных реализму
взглядов (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Ив Танги, Дороти Таннинг и др.). Их холодное циничное искусство апеллирует к разрушительным, инстинктивным
побуждениям и влечениям, к кошмарным психопатическим видениям, бредовым ассоциациям душевнобольных и представляет фантастически
уродливое изображение переплетенных человеческих тел, переданных то натуралистически достоверно, то причудливо деформированно, в
абсурдных взаимосочетаниях с различными предметами — таковы «Пылающий жираф», «Великий бред параноика» Сальвадора Дали, одного из
крайних представителей модернизма. К концу 1930-х годов некоторые сюрреалисты переселились в Америку — их творчество стало одним из
проявлений реакционной идеологии американского империализма.
В США абстракционизм и абстрактный экспрессионизм фактически стали официальными направлениями. Здесь находят признание и поддержку
многие европейские художники формалистических течений. Работы абстракционистов и сюрреалистов покупаются крупными музеями Западной
Европы и США, им обеспечиваются реклама и сбыт. Для них создаются музеи современного искусства в Нью-Йорке и Париже, их «произведения»
преобладают на выставках Биеннале в Венеции. Абстракционизм распространяется в Италии, Франции, Швейцарии, ФРГ, Японии и т. д.
В противоположность реакционным формалистическим направлениям 20 века стремительно развивается на почве революционного движения новый
реализм, который приобретает все более боевой характер, политическую и эмоциональную заостренность. Большую роль в развитии реализма
сыграли художники Американского континента, на формирование которых оказали воздействие художники Франции, Англии, Германии.
Неповторимое своеобразие американской живописи определилось, однако, деятельностью множества любителей — «художников воскресного дня». Большое
значение имела также традиция искусства колониального периода.
Группа «Восьмерка» в США. Еще в начале 20 века в борьбе за новые принципы реализма немалые заслуги принадлежали художникам,
объединившимся на выставке 1908 года в группу «Восьмерка». Это были молодые филадельфийские газетные рисовальщики Д. Слоун, Д. Лаке и
другие, сформировавшиеся под воздействием Р. Генри, который призывал молодежь изображать в живописи повседневную жизнь. На выставке
впервые появились произведения, показывающие жизнь большого города с изнанки — его задворки, трущобы, ночные бары, жалкие жилища
бедняков и т. д. Картины, разоблачающие американское «процветание», вызвали озлобление буржуазной публики. «Восьмерка» получила
прозвище «Школы мусорного ящика». Из мастерской Генри вышел и выдающийся американский живописец Д. Беллоуз, автор многочисленных
картин и литографий на темы современности («Ставьте у Шарки», 1909, Кливленд, Художественный музей и др.).
Пикабия Франсуа. Картины →
Дали Сальвадор. Картины →
Таннинг Дороти. Картины →
Эрнст Макс. Картины →
Танги Ив. Картины →
Арп Жан. Картины →
История зарубежного искусства → |