Более широким по тематике, демократичным бытописателем был живописец Ян Стен (1626/1627—1679), художник темпераментный
и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных
праздников. В таком же духе Стен трактует и библейские сюжеты, перенося действие в
современную ему голландскую действительность и оживляя их юмористическими
эпизодами. Мастерство Яна Стена в обрисовке характеров ярче всего проявляется в
интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (около 1660 года, Амстердам,
Рейксмузеум), привлекающая искренностью чувств, красотой живописи, легким юмором.
Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в
искусстве Герарда Терборха (1617—1681) и Габриэля Метсю (1629—1667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта
зажиточной буржуазии и патрицианских семей. Эти художники с поразительным мастерством изображают фактуру различных материалов —
упругих шелков и муаров, дорогих ковров и мехов. Их манера художественного повествования медлительна и спокойна. Не отличаясь глубиной содержания,
картины Терборха построены на обрисовке характеров и взаимоотношений действующих лиц более тонких, чем у Метсю. Картина художника «Бокал лимонада»
(между 1655 и 1660 годами, Санкт-Петербург, Эрмитаж) и «Деревенский почтарь» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности,
своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины. Аристократическая
сдержанность и изысканность в выборе моделей и их характеристик сменяется к концу жизни в творчестве Терборха бесстрастностью и холодностью в
передаче чувств людей и еще большей тщательностью показа дорогих материалов и обстановки.
Стен Ян. Картины →
Терборх Герард. Картины →
Метсю Габриэль. Картины →
История зарубежного искусства → |