Наряду с монументальной живописью во Фландрии развивалась станковая, сложившаяся на основе
традиций нидерландской живописи 16 века. Ведущее место в ней занял бытовой жанр, в котором проявилось острокритическое отношение
фламандских художников к окружающей жизни и официальному искусству, нашли также отражение интимные настроения и стороны жизни
нидерландского народа.
Браувер. Наиболее демократическую линию фламандской живописи 17 века представляло
творчество Адриана Браувера (Брауэр) (1605—1638), ученика Франса Хальса. Браувер писал небольшие картины, продолжая в них гротескно-
юмористическую традицию жанровой живописи Питера Брейгеля. В отличие от Брейгеля — создателя широких панорам народной жизни, Браувер обратился к конкретным бытовым ситуациям и островыразительным индивидуальным характерам.
Художник Браувер склонен к фиксации
психологических конфликтов, изображению сцен попоек, игр в карты и кости, часто переходивших в драки. Своих персонажей Браувер
находил среди деклассированных элементов. Место действия — небольшие полутемные убогие трактиры, где собирались крестьяне, городская
беднота, бродяги, веселые гуляки, озорники, курильщики, уличные шарлатаны и т. д. («В кабачке», 1630-е годы, Мюнхен, Старая пинакотека).
Герои ранних работ Браувера — люди озлобленные, задавленные нуждой, они анархичны, безудержны в проявлении страстей («Драка за
картами», Мюнхен, Старая пинакотека). Злоба, боль, бесшабашное пьяное веселье вспыхивают на лицах, превращая их в гримасы. Однако в
слепой ярости часто проступает активность, бурный темперамент. Художник обнаруживает острую наблюдательность в передаче мимики, жеста,
поражает умением строить композиции, живые, захватывающие драматической напряженностью стремительного действия и вместе с тем
отличающиеся пластической ясностью. Браувер органически связывает фигуры с окружающей средой, погружает помещение в полумрак,
скрадывающий контуры фигур. Он часто располагает главных действующих лиц на втором плане, за которым вводит какую-либо дополнительную
сценку. Передний план подчеркивается натюрмортами — глиняным кувшином, бочкой и т. д., благодаря чему главная группа утрачивает
исключительное значение.
С середины 1630-х годов острая гротескность («Квартет», Париж, Частное собрание) сменилась у Браувера мягким юмором, сочетавшимся с
горечью и тоской («Лютнист», Частное собрание в Амстердаме). Живописец глубоко проник в характеры героев, их переживания. Появился образ
одинокого мечтателя, философа, погруженного в раздумье («Спящий курильщик», Париж, Лувр). Браувер — крупный колорист, наделенный
чувством тона. Его картины построены на соотношении мягких переходов светотени, изысканных блеклых серебристо-розовых, медно-красных,
коричневых, кремово-желтых, голубовато-зеленых оттенков, выступающих из основного темного серебристого тона.
К поздним работам Браувера относится «Сценка в кабачке» (около 1631, Санкт-Петербург, Эрмитаж), насыщенная юмором, сквозь который проступает тонкая
поэзия настроения, разлитого в интерьере.
Давид Тенирс Младший. Во второй половине 17 века содержание фламандской живописи
мельчает. Проявляют себя тенденции идеализации и внешней занимательности. Эти черты характеризуют творчество одного из видных
живописцев середины 17 столетия Давида Тенирса Младшего (1610—1690). В больших по размерам, но мелкофигурных композициях, красивых по
цвету и декоративному решению, Тенирс любил изображать веселые трапезы с танцами под открытым небом, крестьянские свадьбы («Деревенский
праздник», 1646, Санкт-Петербург, Эрмитаж), создавая в них идиллические картины радостной, беззаботной, исполненной довольства жизни. Тонкая
наблюдательность художника проявляется не только в характерном типаже, но и в пейзажах, которые привлекают лиризмом. Исполненные
легкими линиями, почти прозрачными красками, они кажутся пронизанными воздухом, проникающим сквозь пушистую листву рассеянным светом
и вибрирующими тенями («Вид в окрестностях Брюсселя», Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Брауэр Адриан. Картины →
Давид Тенирс Младший. Картины →
История зарубежного искусства → |