В связи с изменениями, происшедшими в Италии в 1520—1530-е годы, в искусстве распространяются
явления, чуждые культуре Возрождения, получившие впоследствии название «маньеризм».
Внутренний разлад и чувство бессилия перед неразрешимыми противоречиями, которые переживали многие
живописцы Италии, приводили их к отказу от идеалов гармонической личности, к пессимистическому надлому, осознанию одиночества.
Художники маньеризма насыщали свои произведения настроениями тревоги и беспокойства, религиозной экзальтации, а иногда чувственности.
Созданные живописцами маньеризма образы в большинстве своем отличаются внутренней хрупкостью, опустошенностью и холодностью.
Деформация, крайне удлиненные пропорции фигур, причудливо извивающиеся линии, беспокойные ритмы характерны для произведений мастеров этого направления: Якопо Понтормо
(1494—1557), Пармиджанино (1503—1540), Аллори Алессандро (1535—1607), Анжело Бронзино (1503—1572), Джорджо Вазари (1511—1574), Франческо Сальвиати (1510—1563), Якопо Тинторетто (1518—1594), и другие живописцы.
Искусство маньеристов, по сути своей антинародное и ложное, с преобладанием внешней формы над содержанием, вызвано было нарастанием
субъективизма и болезненного излома, явившихся выражением кризиса гуманизма. Творчество художников-маньеристов было своего рода отражением феодальной реакции и
получило распространение не только в Риме и Флоренции, но и в других удельных областях порабощенной и раздробленной Италии.
Пармиджанино. Картины →
Понтормо Якопо. Картины →
Аллори Алессандро. Картины →
История зарубежного искусства → |