В религиозные сюжеты нидерландской живописи постепенно проникали жанровые мотивы, в рамках
декоративно-изысканного стиля позднеготического искусства накапливались конкретные детали, усиливались эмоциональные акценты. Ведущую
роль в этом процессе сыграла миниатюра, широко распространившаяся в 13—15 веках при дворах французской и бургундской аристократии,
собиравшей вокруг себя талантливых мастеров из городских цехов. Среди них нидерландцы пользовались широкой известностью (братья
Лимбург, мастер маршала Бусико). Часословы (точнее книги часов — род молитвенников, где молитвы, приуроченные к определенному часу,
располагаются по месяцам) стали украшаться сценами труда и развлечений в различные времена года и соответствующих им пейзажей. С
любовной тщательностью мастера запечатлевали окружающую их красоту мира, создавая высокохудожественные произведения, красочные,
исполненные изящества (Туринско-Миланский часослов 1400—1450 годы). В исторических хрониках появились миниатюры, изображающие
исторические события и портреты. В 15 веке распространяется портретная живопись. На протяжении 16 века выделяются в самостоятельные жанры
бытовая живопись, пейзаж, натюрморт, картины на мифологические и аллегорические сюжеты.
С 40-х годов 15 века в нидерландской живописи, с одной стороны, усилились элементы повествовательности, с другой — драматического
действия и настроения. С разрушением патриархальных связей, цементирующих жизнь средневекового общества, исчезает чувство гармонии,
упорядоченности и единства мира и человека. Человек осознает свое самостоятельное жизненное значение, он начинает верить в свой
разум и волю. Его образ в искусстве становится все более индивидуально неповторимым, углубленным, в нем раскрываются сокровенные
чувства и мысли, их сложность. Он превращается в центральное действующее лицо сюжетных сцен или в героя станковых портретов, обладателя
тонкого интеллекта, своего рода аристократа духа. Вместе с тем человек обнаруживает свое одиночество, трагизм своей жизни, своей
судьбы. В его облике начинают сквозить тревога, пессимизм. Эта новая концепция мира и человека, не верящего в прочность земного
счастья, нашла отражение в трагическом искусстве Рогира ван дер Вейдена (около 1400—1464), в его композиционных полотнах на религиозные сюжеты
(«Снятие с креста», Мадрид, Прадо) и замечательных психологических портретах, крупнейшим мастером которых он был.
Чувство таинственности и тревоги, ощущение прекрасного, небывалого и глубоко трагического в обыденном определяют творчество художника
сильно выраженной индивидуальности и исключительного дарования Гуго ван дер Гуса
(1440—1482), автора мощного, завораживающего своим патетическим настроением и пластической силой «Алтаря Портинари» (1476—1478,
Флоренция, Уффици). Гус первым создал целостный образ чисто земного бытия в его материальной конкретности. Сохраняя интерес к познанию
жизненного разнообразия, он концентрировал внимание на человеке, его духовной энергии и силе, ввел в свои композиции чисто народные
типы, реальный пейзаж, сопричастный в своем эмоциональном звучании человеку. Трагизм мироощущения спрягался в его мужественном
искусстве с утверждением ценности земного существования, отмеченного противоречиями, но достойного восхищения.
В последней четверти 15 века активизируется художественная жизнь северных провинций (в частности Голландии). В искусстве работающих
здесь художников сильнее, чем на юге Нидерландов, проступает связь с народными поверьями, с фольклором, резче выражена тяга к
характерному, низменному, уродливому, к социальной сатире, облеченной в аллегорическую, религиозную или мрачную фантастическую форму.
Эти черты остро обозначены в проникнутой глубоким пессимизмом живописи страстного обличителя Иеронимуса
Босха (около 1450 — 1516), обнаружившего в окружающем его мире грозное царство зла, бичевавшего пороки безвольного, бессильного,
погрязшего в грехах человечества. Антиклерикальные морализующие тенденции его творчества, беспощадное отношение к человеку четко
выражены в аллегорической картине «Корабль глупцов» (Париж, Лувр), высмеивающей монахов. Экспрессивность художественных образов Босха,
его бытовая зоркость, склонность к гротеску и сарказму в изображении человеческого рода определили впечатляющую силу его произведений,
отличающихся утонченностью и совершенством живописного исполнения. Искусство Босха отражало кризисные настроения, захватившие
нидерландское общество в условиях нарастания социальных конфликтов конца 15 столетия. В это время старые нидерландские города (Брюгге, Тент),
связанные узкой местной хозяйственной регламентацией, утратили былое могущество, их культура угасала.
В творчестве некоторых художников заметно снижение художественного уровня, проявлялись архаизирующие тенденции или склонность к
увлечению незначительными бытовыми подробностями, тормозившие дальнейшее развитие реализма.
Рогир ван дер Вейден. Картины →
Гуго ван дер Гус. Картины →
Иероним Босх. Картины →
История зарубежного искусства → |