В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции
сформировалась лишь во второй половине 15 века, значительно позже, чем в других областях и городах Италии. Богатая торговая
аристократическая республика, тесно связанная с Византией, а также с государствами Западной Европы, восприняла и красочную декоративность
Востока и традиции европейского готического искусства. В сложении собственно ренессансного искусства, и прежде всего живописи Венеции,
особое место заняли художники семьи Беллини (Якопо, Джованни и Джентиле Беллини).
Самым талантливым из них был Джованни Беллини (около 1430—1516), который усовершенствовал
технику масляной живописи и добился сочности и глубины тонов, их мягких переходов. Освобождаясь от детализации и мелочности, он
сосредоточивает внимание на раскрытии значительности нравственного мира человека. Джованни Беллини связывает образ человека с природой, способствующей
передаче настроения изображаемого.
В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» (1480—1490,
Венеция, галерея Академии) привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью
характеров героев, погруженных в задумчивость. Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц,
стремится к красочной нарядности. В портрете дожа Лоредана (около 1502, Лондон, Национальная галерея) Джованни Беллини сочетает торжественную
представительность с живописностью и конкретностью характеристики. Это умный энергичный человек с волевым характером, сухощавым лицом,
живым уверенным взглядом. Джованни Беллини был учителем великих венецианских живописцев Джорджоне и Тициана.
Беллини Джованни. Картины →
Беллини Джентиле. Картины →
История зарубежного искусства → |