|
|
|
|
|
Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья), итальянский живописец болонской школы, мастер барокко. Учился у Карраччи и Феррантини.
Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно Рени учился у Аннибале Карраччи, был, как и
его учитель, поклонником античности и Рафаэля. Работы раннего периода (до 1600) носят, скорее, ученический характер и демонстрируют большую зависимость от стиля наставника.
После переезда в Рим открывается блестящий период деятельности Рени. Сначала Гвидо Рени помогает Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и
реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается
его великим классическим наследием. После смерти учителя в 1609 году, Гвидо Рени, завоевав
уже известность, станет фактически главой живописной школы
Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.
В своих алтарных образах и станковых полотнах, исполненных на заказ, Рени
пытается примирить принципы болонцев и нововведения Караваджо. Об этом
свидетельствуют, например, большой алтарный образ «Распятие святого Петра»
(1604-1605, Рим, Ватиканская пинакотека) и полотна на мифологический сюжет
«Давид с головой Голиафа» (1605, Лувр) и «Самсон-Победитель» (1611-1612, Болонья,
Национальная пинакотека). В первом Рени почти повторяет композицию Караваджо из
римской церкви Санта Мария дель Пополо. В этих работах художник прежде всего
акцентирует нравственные принципы, лежащие в основе поступков героев, эффектно
подчеркивает характерные детали, использует сильный контраст света и тени. И
вместе с тем, спокойная поза, например, Давида, задумчиво стоящего между
колонной и пилястрой, далекая от выражения трагической смерти, как у Караваджо,
голова Голиафа, переданы в манере болонской школы. Верность увлечению традицией
Караваджо проявилась и в известном полотне Гвидо Рени «Избиение младенцев» (1612,
Болонья, Пинакотека). |
|
|
|
Святой Франциск и ангел 1605-1607, Пинакотека, Болонья |
Смерть Екатерины Александрийской 1607, Музей Диочезано, Албенья |
|
|
Аталанта и Гиппоменей 1611, Музей Прадо, Мадрид |
Избиение младенцев, 1611 Пинакотека, Болонья |
|
|
Самсон-Победитель 1611-1612, Пинакотека, Болонья |
Фортуна, дарующая любовь 1622, Картинная галерея, Ватикан |
Динамичная композиция картины подчинена действию, объединяющему всех персонажей.
Попытка драматизации действия в духе Караваджо, приобрела у Рени, как и у болонцев, театральную аффектацию. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, с занесенном ножом.
Фон картины художника напоминает красивую сценическую декорацию. В некоторых работах Гвидо Рени этого времени появляется больше повествовательности, обилие
бытовых деталей («Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, Равенна, собор), но
фигуры главных персонажей по-прежнему хорошо смотрятся издали.
Глубокий пиетет Гвидо Рени к изучению наследия античности и Рафаэля проявился в
росписи плафона палаццо Роспильози («Аврора», 1613-1614). Грация легких, словно
парящих фигур, гармония ритма композиционного строя, чистые светлые тона красок
придают изысканную красоту этой фреске живописца, пополнившей галерею шедевров, созданных
в Риме болонскими мастерами. |
Богатая палитра цвета, динамика, присущи известному
полотну Рени — «Аталанта и Гиппоменей» (1622-1625, Неаполь, Национальный музей,
галерея Каподимонте, второй вариант — Прадо, Мадрид). Скрещенные и ярко освещенные холодным светом фигуры переданы в
резких движениях, эффектно выделяются на коричнево-голубом фоне земли и неба.
Развевающиеся края их пеплосов тоже привносят острую динамику в композицию. На протяжении всего творчества Рени будет сохранять верность своей стилистике,
основанной на богатой палитре ярких холодных цветов и динамичной композиции.
Хотя в этот период живописная манера художника приобретет большую утонченность: краски
станут более прозрачными, образы более печальными и нежными. Лучшие свои
картины Рени отсылал в церкви Болоньи и другие города, что
способствовало распространению влияния его манеры. Кроме того, работы Рени много
копировали его многочисленные ученики. |
Характерным примером поздней манеры Рени
может служить полотно «Похищение Елены» (1631, Музей Лувр, Париж), исполненное для Болоньи.
Композиция приобретает в нем большую статику: она обрела строгую выверенность и
совершенное равновесие всех элементов — цвета, света, рисунка, что
свидетельствует об усилении классицистического начала. Образы наделены
благородной красотой и изнеженной грацией. Кажется, что они движутся под
звучащую музыку барочных театральных мелодрам.
Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты
Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и
многих других. Из картин Гвидо Рени, кроме вышеупомянутых, наибольшей
известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (Музей Лувр, Париж), «Се человек»
(Картинная галерея, Дрезден), «Клеопатра» (Палаццо Питти, Флоренция),
собственный портрет (Капитолийский музей, Рим) и женский портрет (Музей Прадо,
Мадрид). |
В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое
семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери».
Живописец Гвидо Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с
младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи.
Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи. Он стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в 17-19
веков, как самый верный последователь классицистического принципа соединения
идеализации и натурности. Искусство Гвидо Рени оказало большое влияние на мастеров
академического направления в европейском искусстве. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|