На рубеже 16 — 17 столетий в связи с общими
культурными изменениями и как реакция на маньеризм складывается академическое
направление в живописи. Его принципы были заложены в одной из первых
художественных школ Италии, в так называемой Болонской академии. Основателями ее
были братья Карраччи: Лодовико, Агостино и Аннибале, которые стремились к широкому
использованию ренессансного наследия, призывая наряду с этим к изучению натуры. Однако натура, с их точки зрения, должна была
перерабатываться и облагораживаться в соответствии с идеалами и канонами красоты, которые они видели в искусстве Высокого Возрождения.
Их «Академия направленных на истинный путь» была открыта в 1585 году и явилась прообразом позднейших художественных академий. Это была
большая мастерская, в которой преподавали не только практические, но и теоретические предметы: перспективу, анатомию, историю,
мифологию, рисование с античных слепков и живопись. Вместо цеховой выучки у отдельных художников ученик получал возможность обучаться
основам теории и практики по единой разработанной педагогической системе, закрепляющей художественный опыт прошлого. Однако при
всем положительном значении, которое имела академическая система обучения в области рисунка, основ перспективы и других предметов
мастерства, она подходила к изучению художественного наследия с идеалистических позиций, утверждая достигнутые ранее результаты
непревзойденным идеалом. Принцип изучения натуры, действительности постепенно был вытеснен эклектическим подражанием ренессансным
художникам, установлением штампов и норм, тормозящих поступательное развитие искусства, обращенного к жизни.
Аннибале Карраччи. Наиболее талантливым из братьев Карраччи был Аннибале (1560—1609), автор ряда алтарных образов и картин на
мифологические сюжеты. Совместно с братьями он расписал палаццо Фарнезе в Риме (1597—1604). Цикл фресок на темы любви богов украшает
свод галереи и часть стен. Большие плафонные композиции и окружающий их фриз, составленный из прямоугольных панно и круглых медальонов,
между которыми расположены сидящие атланты, образуют сложную, законченную систему декора. В расположении фресок Карраччи исходил из
принципов, примененных Микеланджело в Сикстинской капелле, однако их образы утрачивают ту значительность и глубину, которые были
свойственны крупным мастерам Возрождения. Введение пышных обрамлений, имитирующих скульптуру, и погоня за иллюзорной
пространственностью приводят к господству принципов декоративности.
Академия братьев Карраччи нашла большое число приверженцев и последователей, в числе которых были
Гвидо Рени (1575 —1642), возглавивший после Карраччи болонскую школу, и
Гверчино (Франческо Барбьери, 1591—1666), испытавший сильное воздействие Караваджо.
Принципы Академии распространились далеко за пределами Болоньи и Рима.
Карраччи. Картины →
Гверчино. Картины →
Рени Гвидо. Картины →
История зарубежного искусства → |