Сложными путями развивается во Флоренции в последней трети 15 века живопись раннего Возрождения, в которой многогранная
проблематика ренессансного реализма получает разнообразные решения — от монументально-эпического, героического до
жанрово-повествовательного, возвышенно-поэтического и лирического. Возрастающий интерес к обыденным мотивам, к деталям обстановки придает живописным
композициям черты жанровости. Фигуры людей приобретают большую стройность пропорций, гибкость.
Гирландайо. В творчестве Доменико Гирландайо (1449—1494) и прежде всего в его
фресках обобщены искания художников раннего Возрождения; в них он выступает как наблюдательный бытописатель флорентийского патрициата,
сохранивший душевную ясность, спокойный внимательный взгляд на мир. Написанные по заказам семейства Медичи и близких им лиц, фрески
носят повествовательный характер, который сочетается с торжественностью и декоративностью, интересом к бытовым деталям, передаче
освещения и пространства. В них часто включаются портреты заказчиков.
Традиционность искусства Гирландайо выявляется в росписи церкви Оньиссанти «Тайная вечеря» (1480). Повторяя композицию, найденную
предшественниками, он объединяет фигуры апостолов в группы, сильнее раскрывает конфликтный характер ситуации, уделяет внимание
характеристике места действия. Главное произведение Гирландайо — фрески церкви Санта-Мария Новелла (1485—1490) на сюжеты из жизни
Марии и Иоанна Крестителя. Расположенные друг над другом в несколько ярусов, они превращаются в его трактовке, по существу, в
торжественные церемониальные бытовые сцены современной жизни горожан. Действие происходит то на улице, то в интерьере богатого дома.
Во фреске «Рождество Марии» среди пришедших навестить роженицу изображены одетые по моде того времени флорентийские дамы во главе с
дочерью патриция Торнабуони.
Среди других работ Гирландайо выделяется мягкой человечностью и теплотой «Портрет старика с внуком» (Париж, Лувр), где детской наивности
и очарованию противостоит угасающая старость, преображенная глубокой нежностью и заботой о ребенке.
Боттичелли. Если искусство Гирландайо обнаруживает связь с традицией цельной по мировосприятию
живописи начала 15 века, то черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности находят наиболее яркое воплощение
в творчестве Сандро Боттичелли (1445—1510), одного из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Искусство Боттичелли,
пронизанное волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастает рамки придворной культуры двора Медичи и отражает острые
противоречия того времени. Поэтическое очарование его образов, их глубокая одухотворенность сочетаются в поздних работах с трагическим
мироощущением и болезненной надломленностью. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Наряду с
религиозными композициями он пишет портреты, полные внутренней жизни, душевной чистоты, очарования.
Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна» (около 1480) и «Рождение Венеры» (около 1484, обе — Флоренция, Уффици) —
навеяны поэзией придворного поэта Медичи А. Полициано и отмечены оригинальностью истолкования сюжетов и образов античных мифов,
претворенных через глубоко личное поэтическое мироощущение.
Весну олицетворяет увенчанная венком молодая женщина, хрупкая, стройная, в платье, затканном цветами. Ее лицо с тонкими чертами
одухотворено глубокой мыслью; она идет легко и стремительно, рассыпая цветы. В центре композиции мечтательно-грустная Венера, справа
от нее ведут хоровод три грации, стоит Меркурий, слева — Флора, спасающаяся от Зефира. Все фигуры выделяются светлыми изящными
силуэтами на фоне темной зелени рощи. Причудливый ритм словно струящихся линий пронизывает композицию, объединяет все в единое
утонченно-гармоническое целое — воплощение мечты поэта. Но изображенный им праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством.
В картине «Рождение Венеры» Боттичелли достигает органичного сочетания чувственной красоты и возвышенной одухотворенности. Усиливая черты
декоративности, он вводит условный прием золочения волос богини, переплетающихся в сложный линейный узор. Сверкающее золото обогащает
изысканную красочность картины, соединяется с зеленоватыми прозрачными тонами моря, темными, насыщенными — растений и голубыми
— неба. Стремительность линейного ритма, чистота и нежность холодных тонов порождают ощущение непрочности, зыбкости прекрасного идеала.
И летящие зефиры, и нимфа, развертывающая перед Венерой плащ, и сама богиня с ее задумчиво печальным лицом, в котором проскальзывают
скрытые движения чувств, воспринимаются как образы, одухотворяющие природу.
Тонкие изящные черты женского типа, найденного Боттичелли в Венере и Весне, можно узнать и в образах мадонн, созданных художником.
Наиболее прославленная из них — «Магнификат» («Мадонна во славе», 1481, Флоренция, Уффици), представленная в окружении венчающих ее
ангелов. Вписанная в круг композиция своими линиями вторит обрамлению.
Боттичелли находит сложнейшие музыкальные линейные ритмы в построении композиций; линия для него — главное средство эмоциональной
выразительности. Вместе с тем, в отличие от большинства флорентийских живописцев, Боттичелли прекрасно чувствует и передает красоту
изысканных цветовых сочетаний.
В 1490-х годах углубляются пессимистические настроения художника, обостряется графическая выразительность и экзальтированность созданных
им образов. Смерть Лоренцо Медичи Великолепного, захват Флоренции французскими войсками, кратковременное правление доминиканского монаха
Савонаролы и его фанатические проповеди против папства и флорентийского патрициата, против светской культуры произвели переворот в
сознании Боттичелли. Увлеченный идеями христианской религии, он пишет ряд композиций, полных настроения тоски, безнадежности.
Безысходностью и отчаянием проникнута «Покинутая» (около 1495, Рим, собрание Паллавичини) — изображение одинокой молодой женщины,
плачущей перед наглухо закрытыми воротами. Экспрессивны хрупкие драматические образы «Клеветы» (после 1495, Флоренция, Уффици).
Превосходный рисовальщик, Боттичелли был первым иллюстратором «Божественной комедии» Данте. Исполненные в тонкой линейной манере, его
рисунки (1492—1497, Берлин, Гравюрный кабинет; Рим, Библиотека Ватикана) насыщены драматизмом и глубоким лиризмом.
Боттичелли. Картины →
Гирландайо. Картины →
История зарубежного искусства → |