|
|
|
|
|
Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский живописец и рисовальщик.
В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 - в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь,
настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер
Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Изображая постоянно движущуюся народную массу,
художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях
художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в
Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в
горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея
Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции,
с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. |
|
|
|
Питер Брейгель Вавилонская башня, 1563 Музей истории искусств, Вена |
Питер Брейгель Притча о слепых, 1568 Национальная галерея, Неаполь |
|
|
Питер Брейгель Фламандские пословицы 1559, Картинная галерея, Берлин |
Питер Брейгель Сорока на виселице, 1568 Городское собрание, Дармштадт |
|
|
Питер Брейгель Охотники на снегу, 1565 Музей истории искусств, Вена |
Питер Брейгель Избиение младенцев, 1566 Музей истории искусств, Вена |
Творчески переработав уроки итальянской живописи
эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч,
лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В
творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное
иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и
фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной
повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию
гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в
землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с
бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и
естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный
день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории
искусств, Вена). |
Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве
Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной
понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля
оказало громадное влияние на современное ему нидерландское
искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке.
Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы “Художник и знаток”, 1565. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|