|
|
|
|
|
Шпрангер Бартоломеус (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский
живописец, рисовальщик и гравер. Родился Шпрангер в Антверпене. В 1565 совершил
путешествие в Париж, где учился у Никколо дель Аббате, а с 1567 работал в Италии ассистентом Таддео Цуккари.
В итальянский период Шпрангер расписывал алтари и создавал фрески в различных
церквях. В 1570 римский папа Пий V назначил его живописцем святой курии в
Риме. С 1575 Шпрангер приглашен на должность придворного живописца императора Максимилиана II в Вене.
С 1581 года Шпрангер стал работать в качестве придворного живописца
императора Рудольфа II в Праге. Художник был типичным представителем
маньеризма. Гравюры Хендрика Голциуса с картин Бартоломеуса Шпрангера сделали
его работы широко известными во всей Европе. Благодаря живописи Шпрангера, нидерландский
маньеризм в последние два десятилетия XVI века претерпел решительные изменения.
Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибыл Хендрик
Голциус, а после 1583 и живописец Карел ван Мандер, который в 1573-1577 работал вместе со
Шпрангером в Риме и Вене.
В своих картинах Шпрангер изображал обнаженных мифологических героев в различных
сложных и порой невероятных позах. Живописец Бартоломеус Шпрангер был
одновременно и порождением, и творцом интернационального стиля маньеризма,
который он активно разрабатывал и распространял в Европе.
|
|
|
|
Венера и Адонис, 1597 Музей истории искусства, Вена |
Анжелика и Медор, 1600 Старая пинакотека, Мюнхен |
|
|
Венера и Вулкан, 1610 Музей истории искуства, Вена |
Адонис отправляется на охоту, 1590 Рейксмузеум, Амстердам |
|
|
Аллегория Правосудия, 1595 Музей Лувр, Париж |
Христос, спаситель мира, 1590-е Музей Энгра, Монтобан |
Шпрангер работал при разных европейских дворах, везде чему-то учился, но еще больше предлагал сам, утверждая свое пристрастие к стилю изощренно-гибкому,
виртуозному и роскошному, к отвергающей жесткие нормы оригинальности, комбинируя и сочетая их в угоду тем, для кого работал.
От своего родного Антверпена художник унаследовал трактовку пейзажа в духе Иоахима Патинира, добавляя лишь свою неистощимую изобретательность. В Париже
Шпрангер научился писать миниатюры с той ювелирной точностью,
которая отличала живопись 1560-х годов. Миланская школа развила у Бартоломеуса Шпрангера тягу и
стремление к детализированному изображению в своих картинах предметов пышной роскоши; в Парме (Санта-Мария делла Стекката), где он
расписывал купол церкви и где до него работал Пармиджанино,
художник достиг виртуозной элегантности, окончательно определившей большой
диапазон его творческих возможностей. |
Бартоломеус Шпрангер был идеальным художником для всех дворов рода Габсбургов — его деятельность в Вене, Праге и Аугсбурге снискала ему имперский почет.
Он передал все, что умел, художникам Харлема, которые были продолжателями антверпенского маньеризма — “колыбели” самого Шпрангера.
В манере художника соединились элементы высокой утонченности, которая отличала, например,
живопись Эмилии, и характерной нидерландской грубости. Нельзя представить себе большей
телесности в образе кающейся Магдалины, чем у Шпрангера. В физических свойствах, которыми живописец наделял фигуры в своих излюбленных сценах поклонения и мифологических темах,
нашли отражение и дух Микеланджело, и дух Тинторетто, на три четверти века дав пищу интернациональному стилю.
Художник Бартоломеус Шпрангер умер в Праге в 1611 году.
|
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|