Тенденции и направления современного искусства
Поп-Арт (pop art, сокращение от popular art — общедоступное искусство),
модернистское художественное течение, возникшее во 2-й половине 1950-х годов в
США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры,
поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых
бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков
массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).
Карнавализм, направление в русском изобразительном искусстве, особо характерное
для 1970-1980-х годов. Вводя элементы сюрреализма, это направление, свойственное
и «подпольному», и допускаемому на выставки искусству, проникнуто лукавым
настроением карнавала, дерзко независимо и насмешливо по отношению к канонам
социалистического реализма. Примерами карнавализма может служить живопись В. В. Калинина, Т.
Г. Назаренко и Н. И. Нестеровой. Сходные веяния были распространены и в
искусстве других европейских стран.
Фотореализм, направление в изобразительном искусстве последней трети 20 века,
сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического
отчуждения. Живопись и графика тут зачастую уподобляются фотографии (отсюда его
второе название), скульптура представляет собой натуралистические тонированные
слепки с живых фигур. Многие мастера гиперреализма (например, живописцы Чак
Клоуз и Роберт Эстес, скульпторы Джон де Андреа, Дуэй Хэнсон в США) близки
поп-арту с его пародиями на фотодокумент и коммерческую рекламу; другие же
непосредственно продолжают линию магического реализма, сохраняя более
традиционные структуры станковой композиции.
Примечание. Хэнсон (Hanson) Дуэй (р.1925), американский художник, работал в жанре энвайронмента. Его натуралистические скульптуры, одетые в настоящую одежду, представляют разные человеческие типы в обществе («Туристы», 1970 ).
Де Андреа (De Andrea) Джон (р.1941), американский художник. Автор скульптурных гиперреалистических композиций («Художник и его модель», 1980).
Магический реализм, тенденция в изобразительном искусстве 20 столетия,
занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими
стилями типа классицизма или романтизма. Для представителей магического реализма
(например, Бальтюс, Майкл Паркес, представители американского прецизионизма, художники стиля фэнтази), характерна
тщательная проработка бытовых и пейзажных деталей при одновременном
акцентировании черт романтического отчуждения, скрытого символизма, благодаря
чему исходный мотив обращается в некий сон наяву. Магический реализм свойствен метафизической живописи. |